«Воспоминания о будущем…» Футурологический вектор живописи Юрия Дырина | Мордовский музей имени С.Д. Эрьзи

Публикации

А.В. Рункова, ст. науч. сотрудник выставочно-экспозиционного отдела

Искусство для художника является откровением другого мира. И оно совершенно иначе являет нам взаимосвязи бытия, нежели логика. Мы чудесным образом прозреваем эти взаимосвязи и проникаемся таинственными высшими чувствами, которые убедительнее рассудочных суждений о мире и этот чувственный образ мира соответствует реальности.

Концепция мировидения художника Юрия Дырина заключается в стремлении не утратить дарованное детством ощущение безусловного счастья, магии образов детства. Его искусство о том, как в чистых, восторженно-утопических мечтах детства можно расширить свое сознание до размеров Вселенной. Ощутив весь мир своей родиной, и родной уголок – миром вселенским, художник и зритель его полотен оказываются в новом измерении, сопряженном с личными чувственными образами. Дух счастья и неутраченного детского восторга, базируются на незыблемых в детском сознании платформах, защищенных идеалистическими представлениями о красоте и справедливости, благе и истине, мечте и реальности.

Художник меняет течение времени и понятие пространства в своем внутреннем содержании, преодолевает границы личности и рассудка. Следуя за бесконечным движением собственного разума, он создает новую реальность, которая возвращает ему память детства, облекает мысли и чувства в образы из детства. Эти воспоминания, устремленные в будущее («Воспоминания о будущем»), побуждают выстраивать новые отношения с окружающим миром, трансформируют собственное сознание, акцентируя его футурологический вектор.

Трактор из мира детства – «Трактор ДТ – 75» (2021. Х., м.) в воспоминаниях мечты был центром мироздания в восприятии восторженного деревенского мальчика. Это счастливое вторжение в сознание взрослого художника побуждает к осмыслению себя в новом мире. В этом мире всё сопряжено и взаимообусловлено. Детство с его грёзами о счастливом братстве насекомых: напористых, бравурных клопах-солдатиках и идеальных божьих коровках, обозначают новые вехи экологических проблем. В своем декоративном изяществе они завоёвывают возвращенное внимание художника. Прекрасная детская мечта поглощается растущей зависимостью современного человека от машин и технологий. Машина диктует новые отношения с миром.

тр

Стилизованный супрематический фриз на крестьянскую тему Казимира Малевича декоративным орнаментом венчает центральный образ – Трактор как воплощенную детскую мечту и значимый символ. В своем художественно-декоративном явлении он занимает парадное место в воспоминаниях художника. Яркий образ из детства базируется на глубоко внедрившихся в сознание художника знаках-символах советской эпохи и архетипических знаках эрзянской национальной вышивки орнаментально размещенных в композиционном основании образа.

Художник пытается осмыслить метаморфозы, происходящие с ним в эпоху постмодернизма, место человека в пространстве трансгуманизма. Мир художника предстает как целостное духовное явление. Он утверждает ценность других культур наряду с отечественной, ищет универсальные истины для всего человечества в сфере религий, художественных мировоззренческих концепций. Живописец интуитивно заботится о том, чтобы в его художественной вселенной сохранилось ощущение магии, неодолимого притяжения, очевидного и непостижимого, иначе исчезнет сама потребность думать и чувствовать, желание видеть будущее.

Торжествующие образы машин в их парадном, декоративном обличье, стоят на пьедесталах памяти и воображения художника. Соприкасаясь с идеями трансгуманизма, с границами искусственной технической среды, они сохраняют свой одухотворенный потенциал, задают импульсы эмоционального, чувственного восприятия нерасчеловеченного мира.

авто

В картине «Ганеша» (2022. Х., м.) художник изобразил свой иллюзорный образ мироздания. Как источник высшей вселенской энергии, как важный аспект божественной вселенной он явил картине мира одного из почитаемых богов индуистского пантеона – Ганешу – бога мудрости и благополучия с головой слона. Под его покровительством символический образ мечты и материального блага – желанный автомобиль. Исключительное обладание ретро-машиной, материальной формой благости бытия – это иллюзия мнимого земного счастья? Является ли материальный мир, мир машин и новых технологий проявлением дарованной людям божественной энергии?

Художник ищет истину, ответы на вопросы бытия в глубинах своего сознания, не ограниченного категориями пространства, времени, религий. Он черпает вдохновение из вселенской сокровищницы духовного знания. Урок, который преподносит нам – духовным искателям, вставшим на путь духовного самосовершенствования Ганеша, заключается в том, что нет смысла искать истину вовне. Она хранится в душе каждого из нас, являющихся проявлением божественной сути.

В ткань мироздания художника вплетаются базовые основы национального самосознания. Они вписаны в архаичный знаковый, закодированный в символах орнамент эрзянской национальной вышивки, вобравшей в себя изначальное, бытийное, связанное с духовными первоосновами человека. Орнаментальный фриз вышивки композиционно объединяет работы этого цикла, неизменно обращая взгляд в глубины своего сознания, чтобы увидеть будущее в воспоминаниях.

автом

«Мерседес для Кришны» (2023. Х., м.) Образ Кришны и философия индуизма интересны Юрию Дырину, художнику этнофутуристического направления в искусстве, как возможность развиваться в контексте более чем одной культуры, как переосмысление наиболее древних, значимых для его мироощущения сакральных смыслов и культурных традиций. Художник обращается к образу Кришны как к почитаемому идеалу – воплощению наивысшей формы божественной сущности.

Кришна в его мистически-символическом восприятии символизирует высшее сознание и вдохновляющую непостижимую тайну. Творческое сознание Кришны – сознание величайшего художника. Юрий Дырин встает на путь сознания Кришны, чтобы получить возможность видеть совершенные творения божества. Художнику близко послание Кришны – вечное и вселенское. Оно заключается в обретении хотя бы капли нектара из океана божественной любви. Душа в любви к миру находит свое высшее раскрытие, чистое состояние и непреходящее блаженство.

Живописец преодолевает в своих художественных образах ограниченность пространства и относительность времени, подпитывается вселенской энергией, пытается подключиться к источнику чистого духовного разума без эгоистической привязанности к материальным благам. Это мировоззрение противостоит идеям, декларируемым трансгуманизмом. Трансгуманисты слишком много внимания уделяют модификации тела, тогда как главная опора в жизни человека, уверен художник, – дух и душа.

Образ птицы, A menudo como una imagen del espíritu tan importante en los sistemas religiosos y mitológicos,ru,Encontrar un lugar en la cima del árbol mundial,ru,Terrenal y celestial,ru, обретающий место на вершине мирового древа, соединяющий земное и небесное, явлен в картине «Мерседес для Кришны» как символ чистоты, света, мира, человеческой души.

Магия технологии, культ машин не должны заменить сознание человека и божественное состояние души. На фоне глобального доминирования культуры технократического общества Юрий Дырин, как представитель этнофутуристического способа мышления с его поиском самообретения и переосмысления древних культурных традиций, ищет путь выхода из кризиса не только отдельного этноса, но и в целом человечества.

ОСТАВИТЬ ОТЗЫВ