Одиссея одной картины И.К. Макарова | Мордовский музей имени С.Д. Эрьзи

Атрибуция

Н.C. Осянина

К вопросу об уточнении каталожных данных картины И.К. Макарова
“Две молодые мордовки”.

13

 

2

4 апреля 2012 года исполнилось 190 лет со дня рождения академика портретной живописи Ивана Кузьмича Макарова. Как это часто бывает, юбилейная дата подняла новую волну интереса к творчеству художника, обратила пристальный взор исследователей к богатому наследию, которое хранится более чем в 50-ти музеях России, ближнего и дальнего зарубежья.

Детские и юношеские годы, а также первые творческие успехи будущего академика связаны с Саранском, уездным городом Пензенской губернии. Спустя полтора века здесь же, в Саранске – теперь уже столице Мордовии, в 1985 году открылся мемориальный зал И.К. Макарова, ставший разделом постоянной экспозиции Мордовского республиканского музея изобразительных искусств. С момента открытия и до сегодняшнего дня центральное место в нём занимает картина “Две молодые мордовки”. Её особая ценность заключается в том, что это была первая серьёзная работа начинающего художника и первое в истории русской живописи изображение мордвы.

Картина написана выпускником Саранской живописной школы Иваном Макаровым по совету отца и при его непосредственном руководстве. Кузьма Александрович отправил работу в Императорскую Академию художеств ,дабы показать успехи сына и своей живописной школы. В 1842 году двадцатилетнему Ивану Макарову Академия присвоила звание «неклассного художника» и выделила денежное вознаграждение в размере 75 рублей, что говорило о полном одобрении академиками присланной работы. В результате Иван Кузьмич получил приглашение на учёбу в Санкт-Петербург, а Саранская живописная школа – богатый дар от Академии, гипсовые отливки античных богов и героев.

Двойной портрет молодых мордовок выполнен на основе натурных наблюдений и поражает современных исследователей народного костюма высокой степенью документальности, с которой запечатлён эрзянский костюм. Милые лица эрзянок, внимание к деталям их праздничного наряда показывают то искреннее чувство симпатии и уважения, которое испытывал художник к своим героиням. Та, что слева, ещё не замужем. Об этом говорит коса, лежащая на груди. Справа – замужняя женщина. На её голове высокий головной убор панго, внутрь которого она тщательно убрала волосы. Живописец ярким светом, словно лучом прожектора, выделяет фигуры. Подобный эффект достигается благодаря контрасту с тёмным фоном, в котором узнаётся деревенский пейзаж. Картина выполнена в духе сентиментализма. Она призвана отразить богатый духовный мир простого человека, запечатлеть художественные образы, полные искренности и природной грации.

Картина “Две молодые мордовки”, отправленная в Санкт-Петербург в середине XIX века, вновь вернулась в Саранск в 1972 году, спустя 130 лет, и экспонировалась на юбилейной выставке И.К. Макарова, посвящённой 150 -летию со дня рождения академика. В каталоге выставки указано : “Две молодые мордовки Рязанской губернии”. 1842 год, х.м., 131х107, Государственный Русский музей(1). На выставку, которая проходила в стенах Мордовской республиканской картинной галереи имени Ф.В. Сычкова, – именно так назывался наш музей в те годы – картина приехала из Горьковского государственного художественного музея, где была на временном хранении. В акте передачи от 2 марта 1972 года указан инвентарный номер – ВХ №13, а также год создания картины – 1843-й. В ходе работы выставки ( с 20 марта по 1 июня 1972 года) со стороны руководства Мордовской автономной республики, дирекции картинной галереи и творческой интеллигенции возникла инициатива о передаче картины на постоянное хранение из Русского музея в Саранск, в картинную галерею, в фондах которой к тому времени уже находились работы И.К. Макарова, подаренные внуком академика, полным его тёзкой И.К. Макаровым. Просьба была удовлетворена Министерством культуры РСФСР, и на основании приказа № 937 от 4 августа 1972 года картина “Две девушки-мордовки Рязанской губернии” была передана из ГРМ (инв. Ж-6320) в Мордовскую республиканскую картинную галерею им. Ф.В. Сычкова, где ей был присвоен инвентарный номер Ж-1066 и уточнены размеры: 132х100. Таким образом, в фонды нашего музея картина поступила не из Горьковского художественного музея, как указывалось ранее (2), а из Государственного Русского музея.

Как видно из документов, современное название картина получила в Саранске. В 1972 году была издана книга “Саранская живописная школа”, в которой учёный-краевед И.Д. Воронин обозначает название картины как “Две молодые мордовки”(3), отбросив часть – “Рязанской губернии”, уточняющую место проживания женщин. Под этим же названием картина указывается и в книге И.К. Макарова-внука “Записки о семье художников Макаровых” (4). Возможно, уже в начале 1970-х годов у местных исследователей возникли сомнения по поводу привязки героинь к Рязанской губернии. Окончательную ясность в этот вопрос внесли Н.В. Прокина и Т.П. Прокина, которые пишут : “Но при рассмотрении деталей исследуемой картины можно с уверенностью сказать, что на полотне изображаются выходцы из другой географической местности … Географически ( на время жизни художника) эта территория попадает на пограничный район Симбирской и Нижегородской губерний” (5) .

Не подходит для названия и выражение “девушки-мордовки”. Как уже было сказано выше, одна из героинь – замужняя женщина.

Помимо названия, требует уточнения и год создания картины. Ещё в 1972 году И.Д. Воронин в своей книге писал: “…Своё письмо в Академию с просьбой о присвоении сыну звания художника Кузьма Макаров направил 25 декабря 1841 года… В это же время, в 1841 году, писалась и картина “Две молодые мордовки”, которая была отправлена в Академию вместе с письмом. Что касается других дат, выставляемых при публикации этой картины, то они обозначают или время рассмотрения её на заседании Совета Академии (1842), или время приобретения Академией (1843)”(6). Заседание Совета Академии, на котором рассматривалась картина, состоялось 14 января 1842 года (7). Естественно, возникает вопрос, как мог И.К. Макаров написать картину в 1842 году? Почтовый дилижанс от Саранска до Петербурга добирался не менее двух недель. Этот вывод можно сделать по одному очень важному в судьбе Ивана Кузьмича документу. Академия художеств своим письмом от 7 мая 1842 года, адресованным и отправленным Макаровым в Саранск, сообщает, что Иван Кузьмич удостоен звания «неклассного художника». В Саранск это письмо пришло 20 мая 1842 года, то есть, через 13 дней (8). ( Подлинник письма хранится в Москве, у потомков И.К. Макарова). Картина никак не могла быть написана в 1842 году и уже 14 января того года прибыть из Саранска в Петербург.

Таким образом, на основании приведённых фактов следует уточнить каталожные данные об этом произведении:

И.К. Макаров. Две молодые мордовки. 1841. Холст, масло. 132х100. Поступление. В 1972 году из Государственного Русского музея.

Н.С. Осянина, зав. отделом музейной педагогики МРМИИ им. С.Д. Эрьзи

Источники

1. Иван Кузьмич Макаров. Каталог выставки произведений к 150-летию со Дня рождения/Сост.: Л. Секачёва. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1972. – с. 9

2. Приказ хранится в архиве отдела хранения МРМИИ им. С.Д. Эрьзи.

3. Русское искусство XVIII – начала XX века. Каталог. Том 1./ Сост.: Т.В. Елисеева, Е.А. Вишнякова. – Саранск. 2009.- с.44.

4. И.Д. Воронин. Саранская живописная школа. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1972. – с. 36

5. И.К. Макаров. Записки о семье художников Макаровых. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1974. – с. 52

6. Н.В. Прокина, Т.П. Прокина. Изображение мордовского народного костюма в живописных произведениях И.К. Макарова и Ф.В. Сычкова. Альманах МРМИИ им. С.Д. Эрьзи “Наш музей”. – Саранск. 2010. с. 98-100.

7. И.Д. Воронин. Саранская живописная школа. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1972.-с. 156.

8. И.К. Макаров. Записки о семье художников Макаровых. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1974.-с.162.

9. Там же, стр. 164-165.

ОСТАВИТЬ ОТЗЫВ