Мастер-класс как одна из форм взаимодействия музея с системой образования. | Мордовский музей имени С.Д. Эрьзи

Мастер-класс как одна из форм взаимодействия музея с системой образования.

В пространстве современной культуры и образования место и роль музея определяются задачами развития экономики и социальной сферы, стоящими перед российским обществом. Успешное их решение зависит от того, насколько будут инициативны, способны творчески мыслить и находить нестандартные решения участники этого процесса. Именно музей «активно участвует в воспитании так необходимой для грамотной социализации визуальной культуры и востребованной процессами развития глобальной экономики креативности»1. Согласно национальной образовательной инициативы «НАША НОВАЯ ШКОЛА» современная школьная инфраструктура должна предусматривать «развитие взаимодействия образовательных учреждений с организациями всей социальной сферы: учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга. Так, взаимодействие с музеями позволяет не только расширить рамки изучения школьных дисциплин, обогатить содержание учебных предметов, но и создаёт ориентиры для совершенствования учреждений культуры, стимулирует их к организации интерактивных выставок, …диалоговых экскурсий и прочих». Взаимодействие может иметь следующие виды: «информационно-издательское, образовательное, консультационно-методческое, рекреационно-досуговое».2 Об одной из форм консультационно-методического взаимодействия нашего музея с системой образования – мастер-классах – мне хотелось бы рассказать в этой статье.

Музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи имеет богатый опыт взаимодействия со школами республики, накопленный за 50 лет работы, но именно мастер-классы профессиональных художников Мордовии в пространстве постоянной экспозиции музея, на персональных и тематических выставках стали наиболее яркой страницей сотрудничества со школами в последние несколько лет. Мастер-классы используются в различных направлениях музейно-педагогической деятельности: профориентационной, арт-терапевтической, этнопедагогической.

Восприятие произведений искусства в психологическом отношении сложнее обыденного восприятия реальности. Этот процесс требует подготовки, которая может осуществляться в ходе специальных музейно-педагогических программ и проектов, которые помогают школьникам лучше осмыслить полученную визуальную информацию, формируют сотворческое восприятие произведений, дают возможность изучать историю искусства.

В первую очередь они направлены на те учебные заведения, которые имеют гуманитарно – эстетическое направление, включающее углублённое изучение изобразительного искусства. В Саранске работают две школы с подобным направлением учебно-воспитательного процесса. Занятия в музее позволяют школам наполнить новыми формами деятельность в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения, а нам иметь постоянную, заинтересованную аудиторию. Занятия в музее помогают школьником яснее представить суть таких профессий, как искусствовед, культуролог, научный сотрудник музея, и, конечно же, художник. И тут не обойтись без живого общения с художниками. Художники Мордовии, работающие в разных стилях, относящиеся к разным поколениям, только заявляющие о себе и прославленные мэтры, стали героями проекта «Встречи у мольберта». В центре его – одарённые дети из гимназии №20, любящие сегодня рисовать, а в дальнейшем мечтающие стать художниками. Задачи проекта сформулированы следующим образом:

-образовывать и воспитывать школьника средствами художественного образа, воплощённого в живописи, скульптуре, графике;

- формировать у него интерес и уважение к культуре и личности художника, к произведению искусства, ставшему музейным экспонатом, к творческому процессу по его созданию;

- знакомить со стилями и направлениями, характерными для современного художественного процесса.

В рамках проекта организовываются встречи с художниками, чаще всего на экспозиции персональной выставки. Художники не только рассказывают о себе и своём творчестве, но и дают мастер-класс. В мае в музее проходит отчетная выставка произведений детского творчества, выполненных под руководством профессиональных художников и, конечно же, школьных педагогов. Участие в выставке в стенах художественного музея психологически настраивает школьника на отношение к своему творчеству как к значимой деятельности, приближает его к «высокому» искусству.

«Встречи у мольберта»один из самых ярких и результативных музейно-педагогических проектов прошлого учебного года. Совместно с педагогами гимназии № 20 решено было продолжить работу в его рамках и в этом году, но дополнить занятия новыми формами. Так родился своего рода подпроект «Малая родина в художественных образах». Не секрет, что место, где родился художник, природа и люди, обычаи и традиции – всё, что мы называем «малой родиной», оказывают большое влияние на творчество. Познакомиться с «натурой», проникнуться её своеобразием, приблизиться к пониманию искусства известных мастеров кисти и резца помогли юным художникам выезды в районы Мордовии и работа на пленере. Первое такое занятие состоялось в Кочелаеве, на родине живописца Ф.В. Сычкова – основоположника профессионального изобразительного искусства Мордовии. Ранним утром ребята побывали на могиле Федота Васильевича и его жены, возложили цветы. А потом было знакомство с Домом-музеем, селом, земляками, живописными берегами Мокши, дегустация деревенского молока и работа в мастерской Ф.В. Сычкова. У мольберта стоял добрый друг музея, молодой художник Евгений Ширчков. Таким образом, проект в нынешней форме позволяет говорить не только об эстетическом воспитании и художественном образовании, но и о нравственном и патриотическом воспитании подрастающего поколения. И ребята, и учителя, и Женя в ходе поездки узнали, где захоронен художник, впервые побывали на его родине.

И как тут не вспомнить строки А.С. Пушкина:

Два чувства равно близки нам –

В них обретает сердце пищу –

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

Животворящая святыня!

Земля была б без них мертва.

Запоминающимся событием стал выезд во второй по величине город республики – Рузаевку, где живёт и трудится художник-график Бирлюков В.И.

Темой мастер-класса стал городской пейзаж. Ребята познакомились с В.И. Бирлюковым и его работами на персональной выставке «Я родом из детства» в городском выставочном зале. В ходе мастер-класса художник постарался раскрыть процесс рождения художественного образа на примере пейзажей из серии «Рузаевские мотивы» и впечатлений от города, полученных ребятами в ходе пешеходной экскурсии; познакомил с особенностями графической техники перового рисунка, в которой в основном и работает; помог ребятам создать рисунки в этой, теперь уже редкой, технике.

Одним из инструментов, помогающих детям с «проблемами» достичь положительных изменений в поведении и восприятии окружающего мира, является арт-терапия – общение с подлинниками в музейных залах и занятия изобразительной деятельностью. В 2009 году у нашего музея впервые появилась возможность проверить возможности арт-терапии в ходе проекта «Мы рисуем Жизнь», осуществленного в рамках IX конкурса Общероссийской грантовой программы «Новый день», créé par OJSC AKB "ROSBANK" et mis en œuvre avec l'aide de la branche Fondation de bienfaisance "Fonds d'aide" en Russie,,ru,CAF Russie,,ru,"Rainbow est la joie,,ru,Les gens vivent différemment,,ru (CAF Россия).

В рамках проекта изобразительное искусство рассматривалось как средство реабилитации детей, оказавшихся волею судьбы в социально-реабилитационнном центре для несовершеннолетних «Радуга» г. Саранска.

Выбор центра «Радуга» для реализации проекта был не случайным. Дети, проживающие там, регулярно приезжают на экскурсии в музей. Хотелось расширить представления ребят о художественных материалах, ввести в мир профессионального искусства, дополнить домашние занятия работой в специальной творческой мастерской, и тем самым обогатить их новыми эмоциями, дать возможность ощутить творческое волнение и радость успеха. Эта цель была достигнута в ходе реализации проекта.

В процессе создания проекта «Мы рисуем Жизнь» за основу были взяты наработки сотрудников Российского центра музейной педагогики и детского творчества Русского музея.3 В частности, потенциал художественного музея и методы арт-терапии раскрыты в экспериментальной программе «Шаг навстречу», разработанной для детей младшего и среднего школьного возраста, страдающих неврозом, психосоматическим заболеваниями, имеющих отклонения в поведении.

В качестве тем для занятий в ходе проекта «Мы рисуем Жизнь» были выбраны базовые, определяющие бытие человека понятия: дом, дерево, человек, радуга и сказка. Произведения искусства, в которых раскрываются эти темы, детские рисунки становились средствами для прояснения и выявления проблем ребенка и психологической работы с ним.

В течение двух месяцев ребята из центра «Радуга» имели возможность заниматься в творческой мастерской, организованной непосредственно на постоянной экспозиции нашего музея, под началом известных художников Мордовии. Их произведения были у детей перед глазами как пример высокого искусства.

На мастер-классах всё было как в стихах:

«Художник старой мягкой кистью кладет мазки.

И оживают трава зеленая, и листья, и в небе радуга играет.

Мир на холсте изображая, он хочет, чтобы жили вечно

И блеск воды, и краски маявсё то, что в жизни быстротечно

Самым главным ожидаемым результатом проекта можно считать возрожденное у детей чувство радости жизни, которое проявлялось в поведении, словах, а самое главное – в рисунках. Работу в рамках проекта можно считать успешной хотя бы потому, что никто из ребят не отказался от поездок в музей, на протяжении всего проекта дети проявляли к занятиям интерес и демонстрировали увлеченность. А психолого-педагогический опрос, проводимый специалистами центра «Радуга» в ходе всего проекта, показал положительную динамику не только эстетического, но и интеллектуального, нравственного их развития.

В своих рисунках ребята в возрасте от 5 до 17 лет передали своё представление о счастливой жизни: это жизнь в красивом просторном доме в окружении родных людей, а над домом сверкает разноцветная радуга как символ радости, и много цветов и деревьев вокруг. Изображая это, они усердно работали за мольбертами, смешивали краски на палитре в поисках нужного цвета и приходили к выводу: оказывается, непросто нарисовать красивую картину, а в жизни осуществление мечты требует еще большего труда. Главное, что их мечта в ходе проекта получила более ясные очертания и зримый образ.

Положительные результаты проекта окрылили и придали новый импульс арт-терапевтическому направлению в деятельности нашего музея. По аналогии с предыдущим проектом был разработан новый«Музей дарит Надежду», в рамках которого в течение учебного года к нам приезжали дети из социального приюта «Надежда». А в сентябре 2010 года стартует арт-терапевтический проект «Цвет. Звук. Радость». Он будет направлен на организацию работы с глухими и слабослышащими детьми из республиканской коррекционной школы-интерната. Мы надеемся, что в ходе проекта общение с художниками и мастер-классы будут способствовать компенсаторному развитию детей, существенно обогатят их психику, помогут совершенствованию речи и её слухо-зрительного восприятия.

В настоящее время активно развивается такая наука как этнопедагогика, теория и практика которой опирается на принципы народного воспитания. «Народ в наиболее чистом виде всегда представляют дети. Когда национальное умирает в детях, то это означает начало смерти нации».4 В этой фразе основоположник этнопедагогики Г.Н. Волков сформулировал главные задачи педагога: обеспечить национальное воспитание, сформировать национальное самосознание ребенка путем обучения родному языку, ознакомления с обычаями, традициями, ценностными ориентациями народа. Провозглашаемые задачи делают актуальным взаимодействие системы образования и музея, так как именно в музеях собраны наиболее полные коллекции народного искусства, художественных произведений с этносодержанием и только музейный педагог, используя возможности коллекции, может воспитывать искусством детей и молодежь.

В современном изобразительном искусстве Мордовии выделяется группа художников-этнофутуристов, чьё творчество основывается на изучении древней мордовской мифологии и обрядов, родовых знаков, характерных черт народного быта и искусства. Общение с ними позволило дать школьникам не только представление о новых направлениях в искусстве, но и затронуть ряд вопросов этнопедагогики.

Одним из представителей этой группы является Н.В. Рябов, живописец, график, резчик по дереву. Автор активно формирует живописную плоскость холста, создавая рельефное изображение с введением элементов коллажа. Колорит его произведений во многом схож с колоритом эрзянской вышивки. Подобный прием позволяет передать «чувство мифологизации близкой художнику среды, наполненной архетипами народной культуры».5 Донести до людей, живущих в 21 веке, художественно преобразованную правду о жизни своего этноса, тем самым сделав свой вклад в сохранение древней культуры – такова задача мастера.

На экспозиции персональной выставки «Связь времен» художник провел мастер-класс в рамках проекта «Встречи у мольберта». Темой занятия была иллюстрация мордовской легенды «Медведь – это проклятый человек». Обращение к устно-поэтическому творчеству мордвы объясняется тем, что именно в легендах и сказках изложена программа нравственного воспитания детей, содержащая стремление вырастить их трудолюбивыми, добрыми, гостеприимными, любящими родину, которая ассоциировалась с отчим домом, природой, народной культурой.

«Одна женщина жала рожь в поле около леса. Не заметила она за работой, как подошёл к ней медведь.

Он лёг около неё, и лижет свою лапу. Женщина видит, что в лапе заноза торчит. Поняла она, что зверь за помощью пришёл: занозу просит вытащить. Уж сама не помнила со страху, как вытащила занозу. Медведь встал, покланялся ей, как человек, и ушёл в лес. На следующий день снова он появился – принёс женщине улей, полный мёду. Положил на краю поля, опять покланялся и ушёл.

Медведи – это бывшие люди. В старину, как проклянут человека, так он и обернётся медведем, и об этом они до сих пор не забыли».6

Какая педагогическая идея (мораль) заложена в легенде? – Как ты относишься к окружающим, так и они к тебе.

Культ медведя особенно почитался древней мордвой, считавшей его прародителем людей. Передававшаяся из поколения в поколение легенда служила своеобразным наставлением, предупреждением от нежелательных поступков по отношению к животным.

По традиции, занятие в рамках проекта «Встречи у мольберта» начинается с экскурсии по выставке. Рассказ музейного педагога, общение с автором, позволяет ввести ребят в мир образов художника, понять особенности его стилистики. Мастер-класс проводится в специально подготовленном зале. Из художественных материалов чаще всего используется акварель и гуашь. Однако не исключаются современные (не традиционные) материалы, если это обусловлено творческой манерой художника. Так, мастер-класс другого художника-этнофутуриста – Ю.А. Дырина, прошёл с использованием акриловых красок, контуров для ткани и маркеров.

Образный мир Ю.А. Дырина ирреален, основа его находится в пространстве народных сказок, обрядов, легенд. Яркое, самобытное творчество художника рождается его неуёмной фантазией, жаждой эксперимента и позитивным (несколько детским) взглядом на мир, который словно предстаёт в череде карнавалов, праздников или ритуальных обрядов. Будучи эрзянином по происхождению, живописец стремится в первую очередь отразить в картинах историю и культуру эрзянского народа. Поэтому мастер-класс «Паронь пандома (э.) (Плата за добро)», состоявшееся в рамках работы научно-практической конференции «Финно-угры как часть мировой культуры», был посвящен осенним праздникам и обрядам эрзян.

Мастер-класс Юрия Дырина проходил на постоянной экспозиции современных художников Мордовии, в той части, где представлены работы самого художника «Млечный путь» и «Цветы зимних снов» (обе 1997г.). Так что юные мастера в течение всего занятия имели перед собой образцы для подражания. Для «погружения» в эпоху древней мордвы кроме рассказа об осенних праздниках, натюрморта из овощей и фруктов, символизирующих дары богам, был использован элемент театрализации: к ребятам с добрыми пожеланиями пришла Покров баба – фольклорная героиня осеннего праздника Покрова.

Героями детских рисунков в ходе мастер-класса стали мордовские боги, изображенные в родной для них среде: в лесу, воде, яблоневом саду и т.д. Сказочное и реальное в них тесно переплелось, также как и в жизни наших предков.

Сила народной педагогики заключается в гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны доброго отношения к окружающим, в «облагораживании» человеческой души. Но эта же цель стоит перед всяким искусством, в том числе и изобразительным. Творчески интерпретируя в рисунке то, что он увидел, услышал и понял в залах музея, школьник более глубоко, на уровне чувств, воспринимает произведение искусства, погружается в этнокультуру.

Такое участие музея совместно со школой в целостном процессе художественного развития личности активизирует творческие подходы учителя к формированию знаний и представлений, расширяет художественный кругозор учащихся, обогащает их возможности креативного освоения мира, закрепляет за музеем статус альтернативного центра художественно-эстетического образования.

Н.С. Осянина, заведующая отделом музейной педагогики

МРМИИ им. С.Д. Эрьзи, г. Саранск

Примечания.

1.Столяров Б.А., Бойко А.Г., Протопопов Ю.Н. Воспитание искусством детей и молодёжи в системе «музей – учреждение образования». Концепция. –СПб., 2007.

2. Там же.

3. Платонова О.В., Жвитиашвили Н.Ю. Арт-терапия в художественном музее. – СПб.,2000.

4. Волков Г.Н. Этнопедагогика. – М.,1999.

5. Беломоева О.Г., Лысова Н.Ю. Юбилейная мозаика. / Журнал «Феникс». – С., 2008.

6. Устно-поэтическое творчество мордовского народа: (в 12 т.) /МНИИЯЛИЭ при СМ МАССР. – С., 1963-1987.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ