А.М. Лобанова. «… В жизни должно быть как можно больше радости». | Мордовский музей имени С.Д. Эрьзи

Публикации

В недрах русского народа всегда лежали и лежат такие высокие могучие силы,

которые ни с чем не сравнимы и которые никогда не иссякнут.

В. В. Стасов

1234

«Подрядчик, в окружении подвыпивших мастеров, узнал от меня, откуда я, пальцем потыкал мне в живот и сказал: “А! Пенза толстопятая! Ну, ладно, накормите его объедками и пойдем на работу, – там увидим, что из тебя выйдет”.

Усталый, исхудавший от голода, я увидел в церкви устроенные леса для росписи фресок на потолке и стенах. Здесь начался мой экзамен. Пьяный хозяин скомандовал мне: “Влезай на эту мачту”. А мачта была высотой в десять метров, гладкая, без сучьев. Засучив рукава, плюнув на ладони, вцепился я в дерево и пошел наверх. Кожа сдирается на ладонях, боюсь, что сорвусь, разобьюсь, но все же двигаюсь дальше, все выше и выше. Вот недалеко и помост, вцепился в доску, передохнул. Внизу все смотрят на мое неуклюже карабкающееся тело, хохочут, потешаются. Сил удержаться у меня уже нет, секунда – и я бы упал и разбился; но чудо – напряг последние силы, вскарабкался на леса и упал изможденный. А внизу – уже новая команда: “Теперь спускайся вниз!” Это было легче. Я быстро соскользнул, не упав. Хозяин сказал мне: “Ну вот, экзамен выдержал, молодец! А теперь иди с подмастерьем домой и три краски. Да смотри, поторапливайся!”»

Так начинался путь в искусство 15-летнего мальчика из бедной крестьянской семьи, благодаря своему таланту ставшего не просто прекрасным художником, но «живописцем радости», как назвали его благодарные зрители. Федот Васильевич Сычков родился 1 (13) марта 1870 года в селе Кочелаево Наровчатского уезда Пензенской губернии (ныне – Республика Мордовия, Ковылкинский район), в крестьянской семье. Невысокие холмы, на которых расположено село, широкие поля, залитые солнцем, плавная Мокша, в которой отражаются прибрежные ивы, – любимый и дорогой с детства пейзаж, сформировавший мировосприятие будущего мастера. С ранних лет проявилась его тяга к рисованию, и учитель земской школы П. Е. Дюмаев поддержал это стремление. По его совету Федот начал перерисовывать вначале картинки из букваря, а затем репродукции из журнала «Нива». Учитель по призванию, Петр Евдокимович действенно вмешался в судьбу одаренного мальчишки: сделанную Федотом копию с картины Михаила Зичи «Нить жизни» он отправил автору с просьбой помочь. Добрые слова и совет поступать в художественное училище не имели под собой реальной почвы. В это время умер отец Сычкова, и семья обеднела настолько, что мать ходила с сумой. Федоту пришлось стать главным кормильцем. Именно тогда и началась его жизнь «в людях».

Хлебнув горячего до слез, вернулся Федот в родной дом и стал зарабатывать писанием икон и портретов.

Слух о талантливом самоучке дошел до местного помещика, генерала Арапова (Иван Андреевич Арапов (1844–1913) – генера л-лей тенан т, член совета Главного управления государственного коннозаводства и Совета министра земледелия и государственных имуществ. Был женат на Александре Петровне Ланской, дочери Натальи Николаевны ПушкинойЛанской). Иван Андреевич заказал юноше свой портрет, а затем картину «Закладка станции Арапово». Самое удивительное, что событие это начинающий живописец воспроизвел по рассказам. В автобиографии Сычков об этом вспоминал так: «Он (генерал) мне подробно все рассказал, как было и кто из главных виновников этого торжества был, т.е. и он, и строители, и попы, и пр. стечение народа из разных сел и деревень».

Оценив художественные способности Федота, генерал отправил его в Санкт-Петербург, в Школу Императорского общества поощрения художеств. В товарном вагоне, вместе с генеральскими лошадьми, отправился Федот Сычков в новую жизнь.

Ему уже 22, надо спешить… И Сычков начинает работать – так, как работал всю жизнь, по-крестьянски основательно, не давая себе поблажек и отдыха. Закончив за три года полный шестилетний курс (одним из его учителей был Ян Ционглинский), поступает в Высшее художественное училище живописи, ваяния и архитектуры при Академии художеств, в мастерскую батальной живописи к Н. Д. Кузнецову и П. О. Ковалевскому.

Опытные педагоги помогли становлению таланта, но главным своим учителем Федот Васильевич считал И. Е. Репина, который часто посещал этюдные классы, делал замечания, но и хвалил молодого художника, давал ценные советы. В своих «Воспоминаниях о И. Е. Репине» Федот Васильевич рассказывает, как получил заказ выполнить копию портрета Николая II работы Репина, на что требовалось разрешение автора. Оно было получено, и записку эту Сычков бережно хранил всю жизнь. В настоящее время записка хранится в архиве Ф.В. Сычкова.

В ней сказано:

«Многоуважаемый Александр Петрович, г. Сычков желает скопировать портрет Государя моей работы. Портрет копируют в залах, и я ничего не имею против его копирования. Сычков хороший живописец. Ваш И. Репин».

Петербург формирует Сычкова и как художника, и как личность. С автопортрета, написанного за год до окончания Академии, на нас смотрит молодой интеллигент, настоящий петербуржец, в ближайшее время – экспонент многих российских и зарубежных выставок, владелец мастерской в известном «творческом» доме № 40 по Малому проспекту на Васильевском, где он будет жить с молодой женой – Лидией Васильевной (Л. В. Сычкова-Анкудинова (1882–1973) завещала все работы Федота Васильевича картинной галерее, ныне – музей Эрьзи).

Но все свободное время проводит он в любимом Кочелаеве – это главное, то, что питает все его творчество, наполняет смыслом жизнь. Даже мастерскую батальной живописи Сычков заканчивает дипломной работой «Письмо с войны». С огромным сочувствием, теплотой и пониманием изображает художник момент чтения фронтового письма, точно передает характеры персонажей, погружая зрителя в проникновенно и бережно изображаемый крестьянский мир.

Первый год революции оставил мастера ни с чем, и возвращение в Кочелаево было спасением. Сычков вновь в отчем доме на Рогожинской улице (ныне – улица Сычкова).

Он пристраивает мастерскую, вместе с женой обрабатывает огород, жадно берется за любую творческую работу: в первую годовщину революции оформляет праздники в Наровчате, Ковылкине и Кочелаеве, пишет лозунги, плакаты, театральные декорации… Уездная наровчатская газета от 17.11.1918 г. пишет: «Маленький, глухой, серенький городишко в день празднования Октября стал неузнаваем… особенно благодаря картинам художника Сычкова».

Несмотря на тяжелое время, ни на минуту не прекращалась внутренняя творческая работа. Постепенно стала налаживаться жизнь, и на полотнах Сычкова расцвели девичьи улыбки, астры в палисадниках, осенние рябины, узоры на платках. Сычков – признанный мастер, жанрист, пейзажист, тонкий акварелист.

Тема деревенской жизни, крестьянского труда проходит через все творчество мастера. «Мяльщицы льна» (1905), «Возвращение с сенокоса» (1911), «Водосвятие» (1916), «Христославы» (1935).

Одно из лучших жанровых полотен «Трудный переход» (1911) – реалистичный, умный, тонкий рассказ о жизни русской деревни. Неторопливость повествования, внимание к деталям, доскональное знание быта, мягкий юмор отличают эти работы. Одна из главных тем Сычкова в 20–30-е годы – деревенский праздник. Замечательный колорист, он передает радостное мироощущение, наряжая своих героинь в пестрые сарафаны, ленты, разноцветные бусы, серьги, повязывая на голову или набрасывая на плечи потрясающие цветастые платки («Праздничный день», 1927; «Праздник урожая», 1938; «Праздничный день. Подруги. Зима», 1941).

123 12345

Тонким психологом и внимательным наблюдателем проявляет себя Сычков в картине «Молодая» (1925). Замечательно удалось художнику передать прелестное смущение молодой жены, вышедшей за водой, целую гамму чувств на лицах «наблюдателей» – деревенских баб, девчат и ребятишек.

Дети особенно часто становятся героями картин. Художник не раз говорил о том, с какой радостью и удовольствием он пишет деревенских ребятишек, показывая их незамысловатые игры, их трогательную дружбу. Целая галерея чудесных образов, полных прелести и душевной красоты, проходит перед нами в работах «Приятели» (1911), «Подружки. Дети» (1916), «Дети в цветах» (1932), «Под рябиновым кустом» (1932).

Но особенно хороши его портреты, отличающиеся бережным проникновением в духовный мир портретируемого, тонкой и точной психологичностью и непременно невероятно праздничной яркостью. Его «Жница» (1931), «Плясунья Соня» (1932), «Девушка в синем платке» (1935) – гимн женской красоте. Особенно трогательно Федот Васильевич изображал свою жену Лидию Васильевну, разделившую с ним все горести и радости. «Женский портрет» (1903); «Портрет в черном» (1904); «Лето» (1909); «Молодуха» (1928); «Портрет Лидии Васильевны Сычковой» (1940); «Портрет Лидии Васильевны Сычковой» (1955) – признание в любви, которую эта красивая пара бережно сохраняла более полувека.

Теплотой проникнута пейзажная живопись Сычкова. Скромные, неброские виды родного Кочелаева, плавное течение Мокши, старые ветлы, невзрачные избушки прекрасны в любое время года. На пленэре создавались и натюрморты – те же образы природы, покоряющие совершенным мастерством исполнения: «Ягоды» (1931), «Алмаатинские яблоки» (1937), «Помидоры» (1948).

С образованием в 1930 году Мордовской автономной области (с 1934 г. – Республика Мордовия) в творчество Сычкова вошла национальная тема. В одном из писем своему коллеге, художнику Н. А. Каменщикову, Федот Васильевич писал: «… я не мордвин, а чисто русский и мало от роду видел мордву, только теперь за двадцать последних лет заинтересовался мордвой и очень люблю прошлое мордвы, их национальные костюмы и прочее».

Сычков сумел создать яркие запоминающиеся образы: «Школьница-отличница» (1934), «Учительница-мордовка» (1937), «Трактористки-мордовки» (1938).

За подвижнический труд мастер получил звание народного художника Мордовии, заслуженного деятеля искусств РСФСР; он по праву считается основоположником мордовского профессионального изобразительного искусства, работы его представлены во многих музеях и частных коллекциях России и за рубежом. Самое большое собрание – в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи (более 500 работ).

И каждый день в залах музея люди застывают в радостном изумлении возле полотен Федота Васильевича Сычкова – изумлении перед талантом, яркостью красок, удивительной достоверностью народных образов, любовью и светом, льющимися из картин, которые много лет вызывают ответный отклик: «Мне здесь нравится все: и картины, и портреты, и натюрморты. Надо быть поистине талантливым, чтобы с такой силой и убедительностью показать простых людей деревни» (1950-е гг.). «Спасибо за позитив, который несут картины Сычкова, воспевающего свой народ, его жизнелюбие, красоту и душевную чистоту» (2018 г.).

Cтатья опубликована:

Лобанова А.М. Живописец радости / А.М. Лобанова // Русская мысль. 2019. №105/01. С. 36–39.

ОСТАВИТЬ ОТЗЫВ