Коллекция мордовского народного костюма

Экспозиция зала декоративно-прикладного искусства.
Свадебные костюмы мордвы-эрзи. Фрагмент экспозиции.
Мокшанские костюмы. Фрагмент экспозиции.

Коллекция мордовского народного костюма является одной из самых ценных и уникальных в музейном собрании. Она включает более одной тысячи подлинных предметов, свидетельствующих о самобытной культуре мордовского народа. Основу коллекции составляют праздничные комплексы женской одежды мокши и эрзи. Комплектование коллекции началось в конце 70-х гг. ХХ века. В ходе научных экспедиций в мордовские села республики и за её пределами были собраны подлинные образцы народного искусства. Музейная коллекция мордовского костюма позволяет соприкоснуться с материальной и духовной культурой народа. Её художественная и научная ценность получила высокую оценку у широкого круга специалистов: ученых, исследователей, художников, модельеров, дизайнеров.

Одним из основных залов МРМИИ им С.Д. Эрьзи является экспозиция мордовского народного искусства, где большое внимание уделяется костюму. Представленная коллекция народной одежды второй половины ХIХ века и начала XX века впечатляет сложностью изготовления, обилием разнообразных деталей, своеобразием композиционного  и пластического решения.  Собранная музейная коллекция позволяет проследить изменения традиционной одежды на протяжении двух веков и дает представление о локальном разнообразии мордовского костюма.

Традиционная мордовская одежда развивалась по двум направлениям, соответствовавшим культуре мокши и эрзи. Широкие исторические границы расселения народа обусловили появление локальных вариантов костюма как у мордвы-мокши, так и у мордвы-эрзи. Исследователи мордовского костюма выделяют двенадцать локальных групп, разделенных по территориальному признаку.  Коллекция народного костюма включает в себя предметы одежды, украшения, головные уборы, съемные детали  практически всех групп. В ходе экспедиций возникли сложности сбора некоторых комплексов эрзянского  костюма, так как он стал выходить из обихода в нач. ХХ в., вместе с тем удалось найти уникальные предметы   одежды,  свидетельствующие о высоком уровне мастерства в области ткачества, вышивания и составления украшений. Таковыми являются комплексы одежды мордвы-эрзи северо-западной, восточной, Городищенской и Заволжской групп. Благодаря тому, что мордва-мокша проживала более компактно, костюм дольше сохранил традиционные черты. В музейной коллекции достаточно хорошо представлена национальная одежда мордвы-мокши центральной, северо-западной, южной и юго-западной группы. Ограничено показана мужская одежда, так как она рано утратила самобытные черты.

Костюм невесты-эрзянки.

«В большинстве регионов праздничные костюмы едины по своему образно-пластическому решению. В народной среде главными достоинствами женщины считались здоровье, сила, выносливость – и костюм подчеркивал эти качества. Напуск рубахи, многочисленные нагрудные и пышные набедренные украшения зрительно делали женскую фигуры устойчивой и тяжеловесной, словно вырастающей из земли, а толстые ноги, которые таковыми получались благодаря аккуратно обернутым белым обмоткам, напоминали стволы берез. В такой одежде движения человека были замедленными, степенными».

Эрзянский костюм восточной группы.

Национальный костюм мордвы формировался в центральной полосе европейской части России. Природно-климатические условия проживания, а так же хозяйственная деятельность народа стали определяющими факторами  формирования всего комплекса национального костюма, который включал в себя нательную и легкую верхнюю одежду, набор теплой межсезонной и зимней одежды.   Основой эрзянского и мокшанского костюмов была белая холщовая рубаха —панар, украшенная вышивкой. Покрой одежды, качество холста, орнаментальные мотивы и колорит вышивки позволяют определить, к какой локальной группе принадлежит находящаяся в музейном собрании народная одежда. Например, эрзянская рубаха сшивалась из двух полотнищ, которые перегибались пополам. В середине, по центральному шву, оставлялись разрезы для ворота и на подоле для шага, в боковые швы пришивались рукава.

Мокшанский костюм северо-западной группы.

Мокшанский покрой рубахи отличался. Основой стана было цельное полотно, сложенное пополам. К нему с боков пришивались более короткие холстины, оставляя пройму для рукавов. Такой покрой имел широкое распространение среди народов Поволжья, у эрзян он применялся для шитья верхней женской распашной одежды и мужских рубах.

Широкая туникообразная мордовская рубаха требовала множества дополнительных деталей, которые помогали женщине придать необходимый силуэт костюму. С помощью многочисленных поясных и боковых украшений формировали монументальный объем фигуры. Понятия о нравственности и морали требовали обязательного наличия отдельных элементов, таких, например, как эрзянский набедренник пулай или головной убор в женском костюме. Пулай  являлся аутентичной и обязательной принадлежностью эрзянского костюма, который носили поверх рубахи.

Украшение набедренное — пулай.

Девочки начинали носить пулай с 13-14 лет как знак перехода из одной возрастной группы в другую. Мордовская женщина не могла появляться в обществе мужчин без пулая, даже тяжелые полевые работы она выполняла, не снимая его. В коллекции музея имеются несколько эрзянских набедренных украшений. Особый интерес представляют пулаи восточной группы. В этом регионе они особенно пышные, с  длинной черной бахромой, оформлены широким поясом из бисера, рядами медных пуговиц, раковин-каури, плотно нашитых красных и зеленых коротких кистей с бисерной поднизью.

Эрзянская рубаха- панар.

Нарядная эрзянская рубаха вышивалась по всей длине продольными полосами. Вышивка отличалась красивой ковровой фактурой, плотно закрывающей белый фон холста. Орнамент был довольно прост: ромбы, кресты, ломаные линии, россыпь точек. В отделке всех деталей одежды доминировало сочетание белого холста с красным цветом вышивки, мягкий силуэт многослойного костюма создавал пышущую жизненной силой фигуру. Разнообразные приемы укладки напуска у пояса и складок на подоле способствовали формированию характерной стати эрзянской женщины. В ней должны были чувствоваться жизнеутверждающее начало, уверенность и решительность. Эти качества ценились в мордовской женщине, наряду с внешней красотой. Несмотря на то, что весь набор костюма тяготел к монументальности, он был соразмерен, так как местоположение элементов было выверено и уравновешено декором одежды. Такой ансамбль скрывал индивидуальные особенности тела, при этом позволял соответствовать народным представлениям о красоте. Ощутимая весомость одежды диктовала и характер движения – важную осанку, плавную, немного тяжеловатую поступь, игривое раскачивание бедрами, отяжелёнными  пулаем.

Девичий головной убор — паця коня.

На местные и возрастные особенности одежды эрзянок точнее всего указывали головные уборы. Девушки заплетали волосы в одну косу, а женщины плели две косы и закручивали их в узел на темени. Форма прически женщины диктовала конструкцию и силуэт национального головного убора. В Кочкуровском районе девушки носили головной убор, называющийся паця коня, который представлял собой небольшую округлую шапочку с открытым верхом декорированную полосами нашитых золотистых пуговиц, блесток, бисером и гофрированной оборкой красного цвета.

Дополнялись девичьи головные уборы височными и наушными украшениями из перьев селезня, бус, бисера, пуговиц. Но особое предпочтение эрзянки отдавали шелковым платкам и полушалкам, которые постепенно заменили традиционный убор. Обязательным элементом костюма была обувь. У мордвы считалось, что ноги должны быть одеты аккуратно: толстые, ровные ноги украшали весь стан мордовки. В качестве будничной обуви носили лапти, а в праздник обували высокие ботинки эрзянь котат.

 

Мокшанская рубаха -ожа ки панар.
Фрагмент вышивки подола рубахи.

В костюме мокшанок сложились характерные приемы в надевании и ношении многосоставного ансамбля одежды. Традиционный праздничный комплекс включает несколько рубах. В зависимости от состоятельности своей семьи, женщина могла одеть на себя от трех и более рубах. Одежда свидетельствовала не только о мастерстве ее обладательницы, но и о достатке.  Верхняя, самая нарядная рубаха, имела широкую вышивку на рукавах, которая проходила полосой от плеча до обшлагов. «Колоритным произведением, созданным руками  мокшанских женщин, предстает рубаха – панар. Даже сшитая для будней, она удивляет своим кропотливым исполнением. Прежде чем сшить рубаху, мастерица вышивала её детали. В отрезах полотнищ определялись передняя и задняя половины, их отличал тип вышивки. Все орнаментальные композиции в готовой рубахе должны были сойтись по рисунку. Верхняя рубаха ожа ки (дословный перевод – дорога рукава) – шедевр вышивального искусства».

Мокшанские костюмы юго-западной группы.

В музейной коллекции представлены старинные виды рубах – ожа ки панар. Они отличаются сложной вышивкой и гармоничностью цветового сочетания отделки компонентов орнамента. Богато расшитые домотканые рубахи  свидетельствуют о художественной одаренности мордовских мастериц. В отличие от плотной ковровой эрзянской вышивки, мокшанская  — тонкая и ажурная, с преобладанием красного, темно-синего и черного цветов. Кроме традиционных цветов, в мокшанской вышивке часто можно увидеть желтый, зеленый, розовый и другие. Особенно колоритной является вышивка на рубахах юго-западной группы мокши. Затейливый геометрический орнамент, состоящий из многочисленных ромбовидных фигур, привлекает внимание сложной цветовой гаммой и высоким уровнем исполнения.

Мокшанки носили рубахи с большим напуском создавая спереди мягкий наплыв, скрывая талию, объединяя очертания груди, живота. Такой способ ношения одежды помогал подогнать индивидуальные особенности фигуры под народные идеалы красоты. С юного возраста и до старости каждая женщина строго придерживалась этого силуэта. Отличительной особенностью мокшанского костюма является то, что под рубахой женщины носили штаны — понкст. Полосками бранного ткачества или кумача украшался нижний край штанин, длина которых доходила до щиколотки. Подобные штаны носили татарские, удмуртские и марийские женщины. Их называют «штаны с широким шагом».

Украшение нагрудное — цифкс.

Излюбленные в мокшанском костюме ожерелья отличались разнообразием. Особо почитаемыми у мокшан северо-западной группы считались широкие круглые оплечья-воротники — цифкс. Выполненное из стекляруса с использованием медных цепочек и жетонов украшение — цифкс гармонично дополняло общий комплекс наряда. К воротнику прикреплялись подвески с самыми разнообразными предметами декора. Вот как об этом писал исследователь Майнов В.Н.: «Нет, кажется,  в мире такой бренчащей вещи, которую следящая за модой мокшанка не навесила на себя на кемеж или ожерелье. Здесь попадались нам медвежьи зубы и монеты царя Алексея Михайловича, жетоны времени Людовика XVI и заячьи хвосты, ужовки….голландские червонцы и поддельные сургучные кораллы ». В музейной коллекции есть подобного рода  ожерелья, украшенные стеклярусом, разноцветными бусами, цепочками и жетонами.

Нагрудная застежка- сюлгам.

Глубокий нагрудный вырез рубахи  скалывали  застежкой сюлгам. К фибуле прикреплялись ряды бисера, бус и стекляруса, которые чередуются с цепочками, медными пуговками, ракушками каури. Кроме эстетического и утилитарного предназначения, это украшение выполняло обереговую  функцию. Многочисленные нагрудные украшения группировались вокруг сюлгама, создавая яркий нарядный образ мордовской женщины. По народным поверьям, украшения защищали от сглаза и порчи, способствовали поддержанию жизненной энергии. Коллекция сюлгамов дает общее представление об эстетических идеалах мордовского народа и  свидетельствует о сохранении многовековой культуры предков. Как известно, подобного рода украшения, часто встречались среди археологических находок.

Головной убор — панга.

Музейные предметы свидетельствуют о том, что с древнейших времен и до наших дней в эстетических предпочтениях народа сохранились самобытные черты, связанные с представлениями о нравственности и морали. Наиболее отчетливо они подчеркнуты в женских головных уборах. Они являлись важной и обязательной частью повседневного и праздничного костюмов.  Девичьи и женские головные уборы отличались друг от друга. Если девушка могла появиться на людях с непокрытой головой, то женщине это запрещалось. Костюм замужней женщины отличало, прежде всего, появление закрытых головных уборов. Они имели свои особенности и назывались по-разному. У мокшанок северо-западной группы  был распространен головной убор бабань панга. Он дарился свекрови молодой снохой, богато украшался вышивкой и служил показателем мастерства рукоделия невесты. Праздничный головной убор, украшенный полосой серебряного или золотного шитья, назывался златной. Большую роль в костюме занимали различные платки и шали. Начиная с ХХ века, они постепенно стали заменять сложные рукотворные головные уборы.

Сапоги — кямот.
Фрагмент экспозиции.

О своей традиционной обуви  мокшанки обычно говорят с гордостью. Умение красиво обвернуть ноги толстым слоем обмоток, ровно мелкими рядами уложить оборы лаптей почиталось за настоящее искусство. Распространение имели  шерстяные наколенники, которые вязали костяной иглой белыми и черными полосами. В 20-м. веке наколенники продолжали носить с сапогами. При этом вязать их стали на четырех спицах, сохраняя узор из полосок либо оживляя монотонные ряды простым мотивом из мелких шашечек. Сапоги относились исключительно к категории праздничной обуви. Их шили из сыромятной телячьей или коровьей кожи.  Нижняя часть голенища была заложена мелкими сборами, а верх украшался строчками, клепками, иногда обшивался красным сафьяном или черным лаком.

Фрагмент экспозиции зала
декоративно-прикладного искусства.

Эстетические достоинства, пластические возможности и своеобразие манер ношения мордовского костюма позволяют рассматривать его как  подлинное произведение искусства  и яркое проявление народного таланта.

«Всей своей нарядностью, яркостью, цветовым разнообразием народный праздничный костюм являлся своего рода компенсацией за монотонную обыденность повседневного бытия. Изготавливаемая вручную, праздничная женская одежда бережно хранилась и передавалась от матери к дочери, служила не одному поколению, и поэтому в ней так устойчивы традиционные черты».

Мордовский костюм обладает удивительной силой эмоционального воздействия, восхищает торжественным величием и высоким уровнем исполнения. Являясь выражением коллективного творчества народа, он гармонично входит в пространство национальной культуры, представляя собой  единство художественной ценности и смыслового содержания.

Литература:

  1. Белицер В.Н. Народная одежда мордвы// Труды мордовской этнографической экспедиции. – М., 1973. – Вып.3. – 214с.
  2. Майнов В.Н. Один день среди «мокши»// Древняя и Новая Россия. – СПб,1878.-Т.3.-№10. – С.117-134
  3. Мордовский народный костюм: Альбом/ Сост. и авт. текста: Т.П. Прокина, М.И. Сурина. – Саранск: Морд.кн.изд-во, 1990.- 384с.
  4. Мордовский народный костюм: (альбом/ авт.сост. Т.П. Прокина). – Саранск: Мордов. кн.изд-во, 2007.-464с.
  5. Спрыгина Н.И. Одежда мордвы-мокши Краснослободского и Беднодемьяновского уездов Пензенской губернии: (по материалам экспедиции 1925г.). – Пенза, 1928.- 47с., 14 табл.