Выставка архитектурной графики «Реальность и видения» | Мордовский музей имени С.Д. Эрьзи

Выставка архитектурной графики «Реальность и видения»

22 сентября в Музее мордовской народной культуры начнёт работу выставка архитектурной графики «Реальность и видения».

Архитектор – человек мыслящий и рисующий. В докомпьютерную эпоху архитектор всегда рисовал – когда разрабатывал проект, общался с заказчиком и смежником, разговаривал с начальником и подчиненным, давал советы ученику, оставался наедине со своими мыслями… Это вошло в профессиональную привычку многих поколений – там, где не находились нужные слова и аргументы, на помощь приходил карандаш.

Рисунки архитекторов можно разделить на несколько жанров, хотя каждый из них выдает носителя проектного сознания. Прикладной рисунок требуется архитектору-проектировщику, когда он разрабатывает проект и делает многочисленные эскизы карандашом или фломастером на бумаге. Технические зарисовки необходимы для того, чтобы зафиксировать существующее здание, его интересную деталь или городское пространство, в котором архитектор будет проектировать. Такой карандашный рисунок сопутствует архитектурным обследованиям и обмерам.

Но есть и другие жанры архитектурного рисунка. Зарисовки архитектурных памятников, городских пейзажей, как правило, не предполагают создания художественных произведений. Это специфический способ познания форм окружающего мира, разгадки их выразительности, красоты. Особенность такого рисунка, напоминающего чертеж, – стремление найти композиционные и конструктивные закономерности объекта. Если художник изображает архитектуру как часть среды, то архитектор занимается анализом формы. Архитектор в рисунке с натуры не создает художественный образ, а раскладывает объект на композиционные, структурные составляющие – пространство, объем, конструкцию, ритмику, пропорции, масштабность, пластику, фактуры и т.д. В рисунке художника важна атмосфера всего пространства, в рисунке архитектора – точная передача формы объемов, их материальность и тектоничность.

Еще один жанр архитектурного рисунка – архитектурная фантазия. Как любому творческому человеку архитектору свойственно субъективное восприятие мира. Такой образ может возникнуть как художественный, а может и как сконструированный проектным сознанием – нестандартным, резко искажающим реальное пространство и привычные формы.

На выставке «Реальность и видения» представлена графика трех архитекторов. Работы выполнены в разных жанрах: быстрые, но точные зарисовки архитектурных памятников с натуры; более продолжительные, детализированные в мастерской архитектурные пейзажи, воссоздающие реальность;  архитектурные фантазии, созданные разными способами: непривычные комбинации традиционных форм или сконструированные прихотливой фантазией автора архитектуроподобные видения, далекие от реальности и не претендующие стать ею.

МАХАЕВ ВИКТОР БОРИСОВИЧ окончил архитектурный факультет Казанского инженерно-строительного института, аспирантуру Всесоюзного НИИ теории и истории архитектуры. Кандидат искусствоведения, советник Российской академии архитектуры и строительных наук, профессор, заведующий кафедрой архитектуры и дизайна МГУ им. Н.П. Огарева. Член Национального комитета ИКОМОС России, координирующего работу специалистов с памятниками истории и культуры. Автор 640 научных  и научно-популярных работ, в том числе 10 монографий, 10 научно-популярных книг, 4 учебных пособий. Тема его исследований – архитектура и градостроительство в контексте отечественной и европейской культуры. Книги В.Б. Махаева были удостоены профессиональных наград («Non/fiction´11», 2009; XXV Международный смотр-конкурс дипломных проектов, 2016). Участник 75 научных конференций. Фотоработы и архитектурная графика В.Б. Махаева опубликованы в 55 книгах и журналах.

КАЗАКОВА ФАРИДА КАЮМОВНА окончила архитектурный факультет Казанского инженерно-строительного института. В 1975-2007 годах работала архитектором в институте «Мордовгражданпроект», Управлении главного архитектора Саранска, мастерской «Саранскархпроект», институтах «Мордовагропромпроект», СДС-Управление строительства. Ф.К. Казакова принимала активное участие в градостроительных проектах, ею были выполнены проекты: рекреационная зона Луховского пруда и стадион «Жилищник» в Саранске, парк им. А.С. Пушкина, не реализованный проект парка культуры и отдыха в Рузаевке. Ф.К. Казакова – автор многочисленных проектов жилых, административных и общественных зданий (школ, клубов, администраций) в Саранске, Рузаевке и районных центрах Мордовии; среди них – кафедральная мечеть, здание ГАИ, служебный корпус Национального банка, магазин «Космос» с рестораном «Адмирал»,  спортзал университета и школы № 3, новые корпуса Иоанно-Богословского монастыря в Макаровке, Конно-спортивная школа в Саранске, реконструкция офиса Райффайзенбанка. Ф.К. Казакова – автор оригинальных проектов малых архитектурных форм – Фонтанного спуска по ул. Московской и фонтана на Театральной площади в Саранске. В 2007-2013 годах работала доцентом кафедры архитектурного проектирования и дизайна. С 2013 года живет в Казани.

ШИРЧКОВ ЕВГЕНИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ окончил МГУ им. Н.П. Огарева по специальности «Архитектура» в 2012 году. Работал архитектором в проектных организациях Москвы («СПиЧ», 2013-2014;  «КБ Стрелка»,  2016-2017). Преподаватель кафедры архитектуры и дизайна МГУ  им. Н.П. Огарева. Занимается исследованием предметно-пространственной среды современного города, работает над благоустройством Саранска в ходе подготовки к чемпионату мира по футболу. Ширчков Е.В. является активным участником архитектурных конкурсов. В его активе золотой диплом Независимого международного архитектурного рейтинга «Золотая капитель-2012», серебряный диплом конкурса «Архновация-2013», Гран-при международного конкурса «ПАРКовка» (в рамках фестиваля «Социальная революция-2013»), две победы и призовое место в конкурсе «Архитектурный образ России», серебряный диплом «Золотая Капитель-2017» в номинации «Архмолодежь». Член Союза художников России. Участник региональных и всероссийских художественных выставок, победитель международного конкурса архитектурного рисунка «Архиграфика 2016-2017» в номинации «Архитектурная фантазия».

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ