Коллекция декоративно-прикладного искусства

Фокина Л.Г. «Водоноска».
Щербакова П.Е.
Чаша из набора для грибов.
Почанина В. А.
Пудреница «Чаепитие».

Комплектование коллекции декоративно-прикладного искусства в музейном собрании началось в конце 70-х гг. ХХ века. Значительная часть музейных предметов поступила из Дирекции художественного фонда МК РСФСР. Подлинные образцы народного искусства были собраны сотрудниками музея в ходе научных экспедиций. Особое место отведено собранию народного костюма. В середине 1980-х гг. в музей поступила коллекция археологии и нумизматики. Формирование собрания проходило по различным видам и направлениям декоративно-прикладного искусства. В дар музею передавались как отдельные вещи, так и целые коллекции.  На сегодняшний день в фондах хранится  около 7 тысяч произведений, представляющих творчество мастеров декоративно-прикладного и народного искусства нашей страны.

Обширную часть коллекции составляют изделия  народных художественных промыслов России: глиняная игрушка, лаковая миниатюра, хохлома, городец, жостовский подносы, скопинская керамика,  изысканные работы гжельских мастеров.

Специально для нашего музея были выполнены работы хохломскими художниками из г.Семенова. Поставцы, чаши, ложки, декоративные тарелки  украшенные  нарядным «верховым» и «фоновым» письмом  повествуют о таланте мастеров, воспевающих в своем творчестве величие и красоту родной земли. Эти предметы пополнили собрание в середине 80-х гг.ХХв.

Постепенно складывалась коллекция русского фарфора. Наряду с уникальными образцами заводов Гарднера, Миклашевского хранятся работы провинциальных мастеров.

Сахарница. XIXв.
Фабрика Гарднера.
Чернильница «Пастушок у источника». ХIXв.
Завод Миклашевского.
Калита Б.Е
Маслёнка «Мое Подмосковье».
Калита Б.Е
Блюдо «Мое Подмосковье».

Современный фарфор представлен авторскими произведениями художников московской и петербургской школ. Особого внимания заслуживают произведение ведущего фарфориста России Б.Е. Калиты «Мое Подмосковье». Под умелыми руками мастера обыденные вещи превращались в удивительные по красоте сервизы, напоминающие сложные архитектурные ансамбли. Изыскана и нарядна работа мастера росписи, художника Ленинградского фарфорового завода Л.И. Григорьевой  сервиз «Русь». Созданные ею предметы узнаваемы и любимы многими поколениями советских граждан.

Григорьева Л.И.
Чайник из сервиза «Русь».
Григорьева Л.И.
Блюдца из сервиза «Русь»
Грачев Ю.С. Грачева Е.А.
Гобелен «Спорт».

Ткачество представлено гобеленами известных мастеров Борхман И.А., Грачева Ю.С., Грачевой Е.А., Шмаковой А.А и др. Отдельно следует отметить работу «Спорт» Юрия и Елизаветы Грачевых, выпускников Московского текстильного института.  Стремительный  поток ломаных линий, яркий колорит контрастных цветов, сложная геометрия композиции этого произведения повествуют о силе духа, мужестве, неиссякаемой энергии спортсменов в борьбе за победу. В работе нашли отражение новаторские идеи и прогрессивное авангардное мышление авторов.

В фондах декоративно-прикладного искусства хранятся произведения из стекла, хрусталя созданные известными мастерами: Шевченко В.Я., Савельева Л.И., Котов В.И., Ершков Н.В. и др .

Шевченко В.Я.
Комплект «Праздничный».
Ершков Н.В.
Композиция «Цветы России».
Савельева Л.И.
Декоративная композиция «Ветер».

Одними из первых в музейное собрание поступили работы заслуженного художника РФ Ершкова Н.В., уроженца республики Мордовии. В своем творчестве он больше тяготеет к условному решению, тонко и деликатно включает в общий композиционный строй цветовые пятна, плавными линиями моделирует объёмы, что способствует художественной завершенности и цельности произведений.

Занкин А.И.
Туес «Парь».

Большой интерес представляют работы известных  мастеров декоративно-прикладного  искусства Мордовии.

Борисова С.С.
«Кошка».
Шабалин В.Г.
«Весна».
Дырин В.А.
«Рождественский ангел».
Родионова Е.И.
Композиция «Память. Невеста».

Наиболее полно представлено творчество талантливого скульптора Е.И. Родионовой. В фондах хранятся более ста работ автора. Она создала свой мир пластических и живописных образов, неожиданных и удивительных по своим выразительным средствам. В произведениях видна природная красота материала, с едва уловимыми тональными перехо­дами и эффектными цветовыми сочетаниями, которые возникали в результате неоднократного обжига глины. Профессиональная на­блюдательность помогла мастеру отметить особую стать мордовских женщин, их неторо­пливую походку, плавность жестов. Эти черты хорошо переданы в таких работах как «Хоровод», «Мордовка в белом», «Память. Невеста». Творчество Е.И. Родионовой было неотделимо от мордовской народной культуры, которая являлась для нее источником вдохновения.

Профессиональные художники, работающие в области декоративно-прикладного искусства, часто обращаются в своем творчестве к традиционной культуре, которая до настоящего времени является богатым кладезем многовекового народного опыта. Активная работа мастеров в таких самобытных направлениях творчества как национальная вышивка и резьба по дереву, позволила сохранить традиции народного искусства и найти новые выразительные формы.

Полянская Г.А.
Дорожка «Праздничная».

Вышивка представлена работами профессиональных мастериц Т.И. Панкратовой-Лушкиной, Г.А. Полянской, О.В. Гуровой, Л.М. Острась-Демяшкиной и самодеятельных вышивальщиц Л.В. Копыловой, А.М. Масловой, О.Д. Шереметовой.

Каждое произведение художниц — это тщательное изучение ритмических сочетаний орнаментальных мотивов, соотношений узора и фона, традиционных техник и приемов, соблюдение характерного колорита.  Представленные в коллекции работы экспонировались и имели успех на выставках не только в России, но и за рубежом. Творчество вышивальщиц, несомненно, явилось новой вехой  в развитии и сохранении национального искусства.

Особо следует выделить коллекцию работ тавлинских резчиков. В начале 70-х гг. под руководством талантливого художника Н.И Мастина в селе Подлесная Тавла Кочкуровского района сформировалась школа резьбы по дереву. Опираясь на бытовые традиции сельской жизни, мастера создали  самобытное направление художественно-пластического стиля. В качестве выразительного средства они используют естественную фактуру дерева, а так же гротескную передачу и условное решение образа. Талантливые работы тавлинских резчиков по праву занимают достойное место в музейной коллекции.

Мастин Н.И.
«Маска ритуальная».
Рябов П.В.
«Раськень моро. Родовая песня».
Гаушев А.П.
«Свежая новость».