Коллекция археологических древностей

Височная привеска
Сюлгама

Пополнение коллекции музея экспонатами из мордовских археологических памятников стало возможным благодаря работе ученых Мордовского научно-исследовательского института языка, литературы, истории, экономики при Правительстве республики Мордовия, которые вели раскопки на коренной этнической территории мордвы в Зубово-Полянском и Теньгушевском районах Мордовии в 1970-е – 1980-е гг. В музейном собрании представлены материалы II Журавкинского, II Старо-Бадиковского и Шокшинского могильников.

Самый крупный и древний из них – Шокшинский могильник, который является археологическим памятником рязано-окских племен и датируется 2-й половиной V — началом XI веков. Археологами А. В. Циркиным и В.Н. Шитовым было исследовано более 1000 захоронений у села Куликово Теньгушевского района республики Мордовия. В экспозиции представлены ювелирные украшения из Шокшинского могильника, такие как височные кольца, шейные гривны, ожерелья из бус и подвесок, нагрудные бляхи, браслеты и многое другое. Кроме этого в Шокшинском могильнике были найдены восточные серебряные монеты, поясные наборы, меч с клеймом западных оружейных мастерских, перстень с арабской надписью, что свидетельствуют о связях местного населения с другими народами.

II Журавкинский могильникии и II Старобадиковский могильник располагаются в Зубова-Полянском районе Мордовии на высоком левом берегу реки Вад. II Журавкинский могильник датируется VIII — началом XI веков. Археологи И. М. Петербургский и В. И. Вихляев исследовали более 70 погребений. Из II Журавкинского могильника в экспозицию вошли такие артефакты, как серповидная гривна с шумящими подвесками, сюлгамы, ажурные подвески, пастовые бусы, нагрудные пластинчатые бляхи. II Старобадиковский могильник датируется VII – началом IX веков. Археологами В. Н. Шитовом и И. М. Петербургским было исследовано более 300 погребений. Древнемордовская принадлежность могильника определяется по находкам височных подвесок со спиралькой и бипирамидальным грузиком, сюлгамам, накосникам пулокерям.

В погребениях археологи находили также привозные вещи, к которым относятся представленные в экспозиции — бронзовая застёжка, украшенная красной эмалью, поясная пряжка с изображением крылатого хищного животного.

Среди многочисленных археологических находок, раскрывающих самобытный характер культуры предков, особого внимания заслуживают произведения древних ювелиров. Коллекция дает представление о многообразии техник исполнения украшений, при создании которых применялись ковка, литье, тиснение, чеканка, гравировка, зернь. Главным материалом ювелиров была бронза, применялись также сплавы серебра с медью, золота с серебром. Комплексы из мордовских могильников включают налобные венчики, височные подвески, серьги, гривны, фибулы, бляхи, шумящие подвески. В системе женского и мужского костюмов они играли роль своеобразных знаков, определяющих социальный статус владельца, а также как амулеты несли магический смысл. Кроме того, нельзя исключить и практическую значимость украшений, например, с помощью нагрудных фибул с крылатой иглой скреплялись несшитые части одежды, такую же функцию выполняли сюлгамы.

В орнаменте древних ювелирных украшений получили развитие зооморфные мотивы: реалистически отображенные в ранние века, в позднее время, они уступили место изделиям с чертами декоративной условности, стилизации. Преимущественно, это коньковые привески с шумящими лапчатыми или бутыльчатыми подвесками.
В экспозиции представлены уникальные образцы нагрудных застежек в виде солярных знаков, увенчанных коньковыми головками, многообразные варианты литых коньковых подвесок с ажурным щитком, имитирующим филигрань с зернью.

Кроме ювелирных украшений в экспозиции можно увидеть керамические сосуды, найденные во время археологических раскопок. Изобретение керамики – один из важнейших этапов развития цивилизации. Керамика стала первым материалом, придуманным человеком, поэтому изготовление керамического сосуда, имело не только практическое, но и символическое значение. Каждый элемент орнамента имел свое значение, и, комбинируя их, человек наносил на сосуд определенную информацию. Представленные в экспозиции керамические сосуды имеют точечный орнамент и узор в виде насечек. Например, на одном из горшков, находящихся в коллекции музея, можно увидеть условное изображении процессии людей, несущих коня.

Сосуды являлись участниками погребального обряда, что имело глубокий символический смысл. Горшки занимали определенное положение относительно погребенного, располагаясь обычно в головах, иногда у ног или напротив груди. Смысл этих манипуляций с керамикой сейчас трудно установить, но несомненно, это имело большое значение для людей той эпохи.

Каждая эпоха оставила на украшениях, сосудах и других предметах отпечаток своих эстетических представлений и технического совершенства, вследствие чего найденные артефакты являются ценными источниками информации для изучения культуры, особенностей хозяйственного и социального развития мордовского народа.

Во второй половине первого тысячелетия нашей эры хозяйство древнемордовских племен было комплексным. Ведущее место занимало земледелие, оседлое скотоводство в сочетание с лесными промыслами. В общественной жизни древнемордовских племен, в это время шел активный процесс социального расслоения. Свидетельство тому наличие погребений, выделяющихся среди прочих своим богатством. В таких захоронениях часто встречаются украшения из драгоценных металлов, обилие предметов вооружения, часто привозных. К ним, например, относятся пояса из мужских погребений IIЖуравкинского и IIСтаробадиковского могильников.

Первое упоминание о мордовском народе в письменных источниках датируется VI веком и встречается в трудах готского историка Иордана, который упоминает народ MORDEHS.

Показанная в экспозиции археологическая коллекция знакомит посетителей с представлениями наших предков о мироздании, с уровнем их культурного и социального развития, повествует о связях с другими народами, позволяет соприкоснуться с прошлым.