Выставка Валерия Ржевского «Драгоценная моя Россия» и выставка Елены Ржевской «Жемчужное ожерелье земли» | Мордовский музей имени С.Д. Эрьзи

Архив

Персональная выставка академика Российской академии художеств Валерия Ржевского

«Драгоценная моя Россия»

Персональная выставка члена-корреспондента

Международной академии культуры и искусства

Елены Ржевской

«Жемчужное ожерелье земли»

19 января – 19 февраля 2017 года

Выставочный зал и фойе МРМИИ имени С. Д. Эрьзи

на сайт 2на сайт 1

19 января 2017 года в 17 часов в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи открываются две персональные выставки известных московских художников Валерия Николаевича Ржевского (около 65 картин и графических листов) и Елены Александровны Ржевской (25 произведений живописи).

В. Н. Ржевский в Саранске проводит персональную выставку уже второй раз. Первая состоялась в декабре 2008 года и носила название «Палитра архитектора». И если в ней основной акцент был сделан на архитектурных проектах, то нынешная выставка «Драгоценная моя Россия» полностью посвящена искусству живописи и графики, характеризует автора именно как художника.

В. Н. Ржевский – академик Российской Академии художеств, заслуженный архитектор РФ, академик Международной академии культуры и искусства, профессор, Член Союза архитекторов СССР, союза московских Архитекторов и Московского союза художников. Родился 4 июля 1951 года в Куйбышеве (ныне Самара). Окончил Куйбышевский инженерно-строительный институт, по спец. «архитектор» (1973). Архитектор в институте «Куйбышевгорпроект» (1973-1975). Работает на БАМе (1977). Офицер Советской армии (1980­–1990), работает в специальном проектном бюро 1-го ЦВП, в группировке Советских войск в Германии в Центральном проектном отделе в должности Главного архитектора. В 1990-е годы исполняет ряд крупных пректов в ОАЭ (Дубай), Италии (Сан-Марино), Турции, Германии, Швейцарии, Финляндии, Франции, Египте и других странах. В России создает проекты правительственного комплекса «Фарос» в Крыму, крупнейшего в мире завода преформ «Цериус», развлекательных комплексов «Арбат», «Голден Палас», «Кристалл», высотной застройки жилого комплекса на Нахимовском проспекте в Москве, мемориального комплекса «Покорителям космоса», Международного молодежного лагеря «Гагаринград», города-спутника «Космоград» в Смоленской области, Национальной библиотеки в Казани.

В. Н. Ржевский – архитектор и художник большого диапазона, его многоплановое и многолетнее творчество сочетает в себе высокое мастерство и широту профессионального мышления. За сорок лет творческого пути Ржевский создал более трехсот архитектурных проектов. Его богатая творческая палитра, неиссякаемая работоспособность, общественный темперамент и педагогический энтузиазм снискали ему заслуженное признание: он лауреат архитектурной премии «Золотое сечение», премии ФСБ России, кавалер двух Золотых медалей Российской академии художеств, медали «Достойному» и медали «За заслуги перед Академией», отмечен Грамотой московской Патриархии за реализацию проекта Храма Воскресения Христова в Мытищах. Его архитектурные проекты и художественные работы знают во всем мире.

Масштаб художественного дарования позволяет ему раскрыться также и в живописи. Будучи романтиком по духу с жизнеутверждающим мировоззрением Ржевский пишет картины мажорного настроения, которые восходят к творчеству его любимых живописцев С. Щедрина и Б. Кустодиева. Он предпочитает пейзажи, в которых с эпическим размахом раскрывает мощь и величие самых дорогих для него памятников архитектуры в окружении природных ландшафтов. Одновременно их можно назвать историческими. Так, картина «Троице-Сергиева Лавра» (2015) — это зимняя сказка, космическая по своей духовной наполненности, где на фоне обители под звёздным небом идет святой Сергий в сопровождении верного ему медведя. «Георгиевский собор в Юрьеве-Польском» (2015) — живописная летопись из истории рубежа ХII–ХIII веков — времени князей Юрия Долгорукова и Святослава Всеволодовича, чьи имена связаны с судьбой православия и русской государственности. Знаковыми стали фигуры на первом плане — русский князь с женой и детьми, идущие в храм на благословение в окружении своего народа. Архитектурный образ Георгиевского собора на картине Ржевского немного непривычен для современного человека. Как художник-архитектор он реконструировал его первоначальный образ; только каменное узорочье со святыми «чудо вельми» на фасаде собора выявляет преемственность стилей. О своей картине автор рассказал: «Я внимательно изучаю объект (будь то храм или монастырь), знакомлюсь с его историей, «жизнью», мне интересно как он выглядел по замыслу первого зодчего или каким он стал после очередной реконструкции. Уже на холсте я, проанализировав, даю свое видение».

С юности Ржевский много путешествовал по миру, он неоднократно совершал поездки по святым местам, где писал превосходные этюды, а уже в мастерской создавал на их основе сюжетные произведения. Одним из излюбленных уголков России стала Нилово-Столбенская Пустынь на Селигере. Монастырь настолько дорог художнику, что он создал философскую картину «Дорога к храму» (2010). Эту картину Ржевский передал в дар музею-ризнице Нилово-Столбенского монастыря, где она вошла в постоянную экспозицию. На Тверской земле у художника есть еще одно дорогое сердцу место — храм в честь Ржевской (Оковецкой) иконы Божией Матери. Здесь он неоднократно писал этюды, на которых запечатлел своих друзей-живописцев, себя с этюдником и иеромонаха Германа («У источника», 2015).

Художник часто пишет пейзажи в Ростове Великом и окрестностях древнего города. На основе одного из таких этюдов появилась значительная картина «Ах, лето!» с деревней Зверинец под Ростовом. В творческом наследии художника много пейзажей с образом Волги, которую он любит всей душой, будучи рождённым в одном из самых красивых волжских городов — Самаре. Жигулёвские горы, омываемые водами Волги-матушки, её заливные просторы и эпические дали нашли своё отражение в его картинах. Излюбленное место художников самарского края — село Винновка со старинным храмом Казанской Божией Матери (1851) и построенным в последние годы Свято-Богородичным мужским монастырем. Практически ежегодно Ржевский стремится побывать на острове Свияжск под Казанью. Много достойных полотен художника посвящены этой жемчужине православия.

В своем творчестве Ржевский обращается к образам выдающихся людей России: пишет портреты А. С. Пушкина, С. А. Есенина, Ю. А. Гагарина. Несколько больших картин посвящает легендарному русскому флотоводцу Федору Ушакову («Мечта», 2010); «Святые сыны Отечества», 2015; «Флагман русской эскадры в Которском заливе», 2011; «Ночь перед боем 14 сентября 1806 года», 2011). В них нашли отражение ансамбль Санаксарского монастыря в Темникове, храмы и горы Черногории, на их фоне изображен корабль адмирала, на котором он не потерпел ни одного поражения. Картины – дань памяти русскому адмиралу и всему доблестному российскому флоту.

Выставка Валерия Ржевского отличается высокой духовно-патриотической направленностью, дарит зрителю праздничное настроение. Не случайно выбрана дата ее открытия – 19 января, святой православный праздник Крещения.

Елена Александровна Ржевская окончила Самарское художественное училище, отделение живописи (1992), Московский гуманитарный университет, факультет журналистики (1996), Государственный институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, факультет теории и истории изобразительного искусства (2004). Кандидат искусствоведения (2011). Член-корреспондент Международной академии культуры и искусства, член московского союза художников, Ассоциации искусствоведов, Творческого союза художников России. Ученый секретарь Научно-организационного управления по координации программ фундаментальных научных исследований и инновационных проектов РАХ.

Участник ряда международных и отечественных выставок, в том числе в залах Российской академии художеств. Работы находятся в частных коллекциях России и за рубежом.

Елена Ржевская предпочитает много работать с натуры. Ее произведения несут красоту конкретного места и передают настроение интимных переживаний. Камерность мироощущения, любование тихими уголками русской природы затрагивают самые сокровенные струны души. Многие пейзажи художницы написаны в горах Кавказа, в долине реки Шахэ, в каньоне Прохладный, в Солох-ауле на Черноморском побережье.

Не менее запоминающимися в творческой биографии художницы стали многократные поездки на пленэры в Черногорию, где она написала серию пейзажей: «Закат в Которе» (2007), «Натюрморт с олеандрами» (2007), «Ночь в заливе» (2012), «Бугенвиллии цветут» (2012), «Собор Св. Георгия в Боке Которской» (2014). В них отражена красота природы побережья Адриатического моря. Это дворцы и уютные домики с красными черепичными крышами, крепостные стены и городские площади с ратушами. Православные храмы и монастыри в Черногории можно встретить в самых труднодоступных местах – на вершинах гор, в лесах, на искусственных насыпях в заливах и внутренних озерах. Здесь море имеет необыкновенную палитру цветов и оттенков, ибо оно отражает в своей зеркальной глади все богатство колорита окружающей природы.

Одна из основных тем в творчестве художницы – православная Россия с красотой ее раздолий. Поэтому знаменательным событием стало участие в пленэре, который проходил в 2014 году на родине Сергия Радонежского – ростовской земле, в Троице-Сергиевом Варницком монастыре. По итогам этого симпозиума состоялась групповая выставка в Государственном музее-заповеднике «Ростовский Кремль», где Елена Ржевская представила серию работ с образами православных храмов «Золотого кольца» России. Ее картины отличаются женственной нежной манерой исполнения, тихим любованием скромной красотой русской природы («Кремль Ростова Великого», 2014; «Троице-Сергиев Варницкий монастырь», 2014; «За Волгой в Чувашии», 2016; «Суздаль», 2016; «Оттенки перламутра», 2012; «Серебристый день на Волге», 2016).

Академик В. Ржевский Дорогая моя Москва. 2016. Х., акрил 90 х 180_измен.размер В. Н. Ржевский. «Святые сыны Отечества». Санаксарский монастырь. 2015.  Холст, акрил, 100х100 В. Н. Ржевский. Вологодские кружева. 2016. Холст, акрил.100 х 120_измен.размер

Елена Ржевская _измен.размер Елена Ржевская Серебристый день на Волге. 2016.  Х., м. 50 х 70_измен.размер Елена Ржевская Троице-Сергиев Варницкий монастырь. 2014.  Х., м. 70 х 60_измен.размер

ОСТАВИТЬ ОТЗЫВ