Музейная реставрация | Мордовский музей имени С.Д. Эрьзи

Музейная реставрация

P1000947

            …Но краски чуждые, с летами,

Спадают ветхой чешуёй;

Созданье гения пред нами

Выходит с прежней красотой.

А.С. Пушкин.

 

      Картина Рюйсдаля ( ?) «Буковая роща» ( ХVIIв.? ). Холст, масло; 150х140 см.  Инв. № 293 - поступила в Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи  в 1964 году из Республиканского  краеведческого музея. Произведение имело  крайне плохое – аварийное -  состояние. Общее загрязнение, обветшание и деформация холста, следы жирных пятен и клея, водяные подтёки по всей поверхности холста, многочисленные трещины красочного слоя с осыпями до грунта, вмятины, кракелюр, сквозные трещины, многочисленные царапины, вертикальные, горизонтальные, фигурные  прорывы холста от 37 см до 3,0 см, гвоздевые проколы. Многочисленные грубые реставрационные записи без восстановления грунта и поверх авторской живописи. На обороте холста – 16(!) заплат от 2,5 х3,0 см до 16,0 см х 48 см.

      В 2004 году было принято решение провести реставрацию картины силами художников-реставраторов Мордовского республиканского музея изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи. Заведующий реставрационной мастерской, художник-реставратор масляной живописи второй категории С.Ф. Коротков и художник-реставратор А.А. Романова, благодаря многолетней, сложной и кропотливой работе, смогли вернуть произведению экспозиционный вид, подарить вторую жизнь.

   Перед началом реставрационных работ были проведены исследования, результаты которых позволили проследить некоторые особенности техники исполнения картины в манере старых мастеров. После этого Реставрационный совет музея утвердил технические задания, которые были выполнены в ходе проведения  реставрационных работ:

  1. Укрепление красочного слоя и грунта с выравниванием жёсткого кракелюра.
  2. Удаление заплат.
  3. Дублировка на новую основу.
  4. Перетяжка на новый подрамник.
  5. Подведение реставрационного грунта.
  6. Снятие старых записей.
  7. Удаление поверхностных загрязнений.
  8. Утоньшение лаковой плёнки, покрытие лаком.
  9. Тонировки в местах утрат.

 Реставрация картины была завершена в 2009 году.

Реставрационные работы начинались с поиска ответа на вопрос об авторстве и времени создания произведения. Пока ответ не найден. Произведение   ждёт  исследователей, а значит - и новых открытий.

 
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ