Русская матрешка. 50 лет на Мордовской земле. | Мордовский музей имени С.Д. Эрьзи

Архив

19 июня в 15 часов в ММНК (ул. Советская, 19) состоится открытие выставки “Русская матрешка. 50 лет на Мордовской земле”

73807642_44599467_Matreshka_10

Выставка организована на основе коллекций матрешек А.С. Лузгина, М.И. Суриной, работ преподавателя ОСПО ИНК МГУ им. Н.П. Огарева Л.А. Булычевой и ее студентов, Л.П. Зиминой и ее учеников из Краснослободской ДХШ.

История появления матрешки уходит своими корнями в 90-е годы XIX века. В подмосковное с. Абрамцево, которое тогда было одним из центров художественной жизни России, жена С.И. Мамонтова – хозяина этого поместья, привезла с японского острова Хонсю деревянную фигурку добродушного лысого старика, мудреца Фукуруму. Говорят, что первым выточил такую игрушку на острове Хонсю русский монах. Она и явилась прообразом нашей матрешки.

Первую русскую матрешку в стенах мастерской «Детское воспитание» изготовил лучший Сергиево-Посадский токарь-игрушечник Василий Звездочкин, а эскиз для росписи создал профессиональный художник Сергей Малютин, который ее сам и расписал. Название куклы «матрешка» происходит, по-видимому, от самого распространенного в те времена женского имени Матрена. Первая матрешка была 8-и местная, самая большая – девочка в русском сарафане с черным петухом в руках, затем кукла-мальчик; так шло чередование мальчик-девочка. Последняя, самая маленькая фигурка – спеленутый младенец. Художникам очень понравился забавный образ, и в России стали возникать новые центры по изготовлению этого сувенира. Мастера Сергиева–Посада (Загорска), Семенова, Полховского Майдана, Вятки стали расписывать матрешек в соответствии с локальными особенностями и отличиями.

На нашей выставке можно увидеть традиционную загорскую матрешку. Она круглолица, крутобока, устойчива. Сарафан расписан сочно и ярко несложными цветами, а платочек (под него убраны две пряди волос), завязанный под подбородком, и передник оформляются незатейливым цветочным узором или крапинками. Часто в руках матрешки рисуют петуха, корзинку, самовар, цветочек или ребенка, что делает ее не похожей на подруг из других областей.

Семеновская игрушка вытачивается на токарном станке, как и все матрешки. Отличительный признак – овал на груди, в котором вырисовывают руки и цветы: пышные розы, колокольчики, колоски или затейливые фантастические букеты. Краски для росписи берут яркие, сочные – желтого, красного, малинового, зеленого, фиолетового цветов, матрешку обязательно лакируют.

Полховмайданская матрешка – соседка семеновской. Роспись ее более лаконична: овал лица с кудряшками волос; на платке – трилистник и розан; овал передника заполнен цветочной росписью. Розы, георгины, цветки шиповника, ягодки и яблочки украшают эту матрешку. Она стройнее своих подруг: форма матрешки более вытянутая, голова небольшая, уплощенная.

Русская матрешка на мордовской земле появилась в 1957 году. Изготавливалась она на Мельцанском промышленном комбинате (Старошайговский район), который тогда был одним из крупных предприятий местной. В это время вышел указ «О развитии народных художественных промыслов», что привело к расширению производства. Местные мастера ездили перенимать опыт и в г. Семенов Нижегородской области и в г. Сергиев-Посад (тогда – Загорск). Вскоре Мельцанский РПК освоил выпуск 3-х – 12-местной матрешки с росписью в традиционном русском стиле.

В 1968 году был разработан новый сувенир – мордовская матрешка-футляр для напитков – «Мокшанка» и «Эрзянка». Разработал его художник Мельцанского РПК В.Н. Батраков, а эскизный вариант исполнил заслуженный деятель искусств МАССР М.С. Шанин.

Позже были открыты цеха по росписи матрешек на деревообрабатывающих комбинатах в Ардатовском, Ромодановском, Краснослободском, Темниковском, Теньгушевском районах Мордовии. Во всех районах матрешек «одевали» в национальные костюмы, которые бытовали в данной деревне, селе, районе.

В настоящее время в некоторых районах Мордовии жизнь игрушки-сувенира продолжается в авторском видении и исполнении. Разрабатывают своих матрешек в Краснослободской художественной школе, где долгое время преподавала Людмила Петровна Зимина, работы которой стали настоящим украшением нашей выставки. Они покоряют зрителя яркостью и плавностью форм, точностью передачи элементов декора эрзянских и мокшанских костюмов. Привлекает внимание сюжетная 3-х предметная композиция по сказке «Курочка ряба» (авторы Ирина Салтанкина, Адиба Федякина, педагог Л.П. Зимина). В Теньгушеве продолжают заниматься этим видом народного художественного творчества В.П. Рожкова и Т.И. Щербинкина. Их матрешки отличаются изысканной, яркой, ягодной росписью.

Наиболее последовательно и плодотворно в области разработки новых образцов мордовской матрешки работают студенты под руководством преподавателя Лидии Александровны Булычевой. Двадцать лет назад здесь началось возрождение мордовской матрешки. Сегодня студенты изучают не только мордовский костюм, но и комплексы одежды других народов, что отражается в росписи, где молодыми мастерами передаются все краски, разнообразие и особенности мордовского, финского, венгерского, удмуртского, татарского женского костюма.

Жемчужиной выставки стали матрешки из коллекции доктора исторических наук, профессора МГУ им. Н.П. Огарева А.С. Лузгина. Кроме традиционных видов матрешек у Александра Степановича много необычных экземпляров: «Баба Яга», «Волк и три поросенка», «Совушка», «Ханты-мансийский чум», «Дед Мороз», «Еврейская семья».

252 матрешки экспозиции рассказывают историю этой удивительной расписной игрушки-сувенира, которая, однажды появившись, приобрела свое, необыкновенной красоты «лицо», и завоевала всю Россию вплоть до крайнего севера. И сейчас во многих уголках нашей родины жива русская, мордовская, марийская, удмуртская, чувашская и многие другие матрешки, со своим особым, узнаваемым национальным образом.

ОСТАВИТЬ ОТЗЫВ