Выставка «… И края в мире нет дороже» | Мордовский музей имени С.Д. Эрьзи

Архив

Красивой поэтической строкой назвал свою персональную выставку заслуженный художник РМ Малик Нетфуллович Ямбушев, приурочив её к 70-летию со дня рождения. Всех почитателей его таланта Музей Эрьзи приглашает 5 мая в 16:00 на вернисаж, чтобы поздравить автора и увидеть около ста живописных полотен, посвящённых Мордовии – её природе, городам и сёлам.

афиша

В художественную жизнь республики Малик Ямбушев вошёл в 1990-е годы, будучи уже в зрелом возрасте, имея сформировавшийся эстетический идеал. Оптимизм, радостное восприятие мира, наполненного солнечным светом весны, ароматом цветов, свежестью морозного дня, красотою городской архитектуры, стали отличительной чертой его произведений.

Экспозиция юбилейной выставки весьма наглядно показывает, что пейзаж является для Малика Ямбушева любимым жанром в живописи, причём во всех его видах: «чистый» – без всякого присутствия человека; деревенский, где главным героем может стать покосившийся плетень или неказистые сараи; городской, архитектурный. Зачастую автор вводит в пейзажный мотив сцены из жизни людей, и тогда в мастерской рождается картина пейзажно-бытового направления.

Для творческой манеры художника свойственно непосредственное воспроизведение натуры в сочетании с дальнейшей работой в мастерской, когда происходит обобщение полученных впечатлений. Работа над этюдом для него и приём изучения природы, и непрерывная профессиональная тренировка, и основа для формирования пейзажных композиций. Следуя импрессионистам, Ямбушев акцентирует внимание на как бы случайно пойманном моменте непрерывного течения жизни, схватывает в увиденном неповторимое и характерное.

Художник много работает на пленэре, и это даёт ему возможность воспроизводить природу во всей её трепетной живости, запечатлевать переходные состояния, улавливать малейшие изменения цвета, появляющиеся под воздействием вибрирующей световоздушной среды. Живописец порою уплощает пространство и повышает звучность, используя чистые, локальные цвета, добиваясь тем самым декоративности. Этот приём помогает автору передать поэтическое чувство восхищения, переполняющее его душу.

1112 13 14 15

Импрессионистический метод работы приводит его зачастую к созданию этюда-картины, когда этюд принимает характер самостоятельного законченного произведения. Их отличает особая подвижность красочного слоя благодаря игре разнообразных мазков, пастозных и жидких, цветовые контрасты, что в целом позволяет передать свежесть первого впечатления. К этюдам-картинам можно отнести практически все произведения из серии «Болдино». Желание запечатлеть русскую природу во всей её красоте и могучей силе привело художника в заповедник имени П.Г. Смидовича, на базе которого регулярно проводятся пленэры. Так родилась серия лирико-эпических пейзажей «Мордовский заповедник».

В пейзажах Ямбушева природа предстаёт как воплощение могучих жизненных сил, но этот творческий подход характерен и для его натюрмортов. В переводе с французского «натюрморт» означает «мёртвая» или «неживая» натура, что совершенно не подходит к работам Ямбушева! Его натюрморты – гимн человеческому труду («Салют урожаю». 2012. Холст, масло; «Тыквы». 2013. Холст, масло) и красоте природы («Аромат сирени». 2013. Холст, масло; «Праздник лета». 2017. Холст, масло).

Если проследить творческий путь, пройденный художником за двадцать пять лет, то становится понятно, что талант живописца окреп, и мы вправе ожидать от художника интересных произведений и новых вернисажей.

Также, как и Максимилиан Волошин, он стремится:

«Всё видеть, всё понять, всё знать, всё пережить,

Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,

Пройти по всей земле горящими ступнями,

Всё воспринять и снова воплотить».

Н.С. Осянина, заведующая отделом музейной педагогики, куратор выставки

ОСТАВИТЬ ОТЗЫВ