К вопросу об уточнении каталожных данных работы С.Д. Эрьзи «Портрет Героя Социалистического Труда Ш. Ахметжановой (Казашка)». | Мордовский музей имени С.Д. Эрьзи

Публикации

Е.А. Надькина, организатор экскурсий

ГБУК «МРМИИ им. С.Д. Эрьзи»

Скульптура С.Д Эрьзи «Казашка», как он сам называл ее, в разных источниках имеет различное название. В альбоме-каталоге «Степан Дмитриевич Эрьзя (Нефедов)» 1981 года издания составителей М.Н. Барановой, Т.Б. Мантуровой и Н.А. Сисиной оно такое: «Портрет Героя Социалистического Труда Ш. Ахметжановой (Казашка)» (вынесено в название статьи). В других изданиях, посвященных жизни и творчеству Эрьзи, также содержится либо это же название скульптуры, либо похожее. Например в альбоме 1987 года издания составителей М.Н. Барановой, Т.Б. Мантуровой и А.А. Косинец – «Казашка» (Портрет Героя Социалистического Труда Шакен Ахметжановой)». В постоянной экспозиции нашего музея скульптура имеет этикетку с текстом: Казашка (Портрет Шакен Ахметжановой). 1955. Дерево (Альгарробо). В связи с расхождением в названии скульптуры (Герой Социалистического Труда?) считаем необходимым уточнить биографические данные Шакен Ахметжановой.

С.Д. Эрьзя Портрет героя Социалистического труда Ш. Ахметжановой (Казашка), 1955 г. - 4

Обращаясь к истории создания скульптуры, известной по воспоминаниям современников, друзей и почитателей таланта Эрьзи, у нас возникает интерес к образу и личности женщины, ставшей моделью. Интерес вызван еще тем, что в творчестве мастера не много работ, которые сделаны им с натуры или, как в этом случае, по фото. В литературно-документальной повести «Великий Эрьзя – признание и трагедия» Ю.Н. Папоров рассказывает об обстоятельствах появления у Эрьзи того самого № 10 журнала «Огонек» за март 1954 года. В нем был помещен материал Бориса Полевого «Скульптор Эрьзя», первый по возвращении мастера на родину. И в нем же, как оказалось, находилась фотография Шакен Ахметжановой, по которой скульптор в 1955 году сделал ее замечательный портрет из редкого белого альгарробо. В это время Полевой впервые посетил мастерскую Эрьзи и оставил экземпляр подарочного издания своей книги «Повесть о настоящем человеке» с надписью: «Чудесному художнику Степану Дмитриевичу Эрьзе в знак глубокого уважения к его самобытному таланту с горячим пожеланием, чтобы Настоящие Советские Люди были увековечены его волшебным резцом. Б. Полевой, 9 марта, 1954 года». Скорее всего, чуть позже этот журнал со статьей о нем, автор подарил скульптору.

Через год, 18 марта 1955 года в Центральном доме литераторов состоялась встреча С.Д. Эрьзи с писателями Москвы. Там же была устроена краткосрочная выставка его скульптур. В отборе произведений принимал участие друг и почитатель таланта скульптора, активный популяризатор его творчества Ю.К. Ефремов, вспоминавший позднее: «Я не заметил на лице у Степана Дмитриевича какого-либо особого подъема и радости. Он держался, как обычно, замкнуто, был крайне немногословен и даже согласие свое выразил не очень любезным жестом:

- Ладно, берите…[отобранные работы]

[] Мне вроде бы и надо было уже знать, на какие порывы вдохновения и продуктивности способен Эрьзя в буквально последние дни и часы перед открытием важных для него выставок. А тут я об этом не подумал и, кстати, не придал никакого значения валявшемуся на одной из скамеек старому номеру «Огонька» с чьим-то красочным портретом на вкладке». (Ефремов Ю. К. Скульптор Степан Эрьзя : (Мордовский самородок) \ Ю. К. Ефремов ; отв. за вып. Л. Н. Нарбекова ; подгот. к изд. и примеч. А. М. Лобановой. – Саранск : изд-во Мордов. ун-та, 2016. – 292 с., стр. 149-150).

«…На следующий день мне позвонили из Дома литераторов, что все обошлось благополучно, старик позволил вывезти отобранные скульптуры, но их оказалось на одну больше, чем было намечено. Это меня удивило и заинтриговало – ни о каком новом замысле он нам в последние дни не рассказывал.

У стен зала были расставлены скульптуры и среди них резко отличная от всех свежестью древесины новая работа – портрет казашки. За одну ночь создал его восьмидесятилетний скульптор.

Перед нами лицо казахской женщины, чуть тронутое улыбкой. Позднее я познакомился с первоисточником и узнал, что это был портрет знатной казашки, Героя Социалистического Труда Шакен Ахметжановой, депутата Верховного Совета Казахстана, зоотехника совхоза имени Ленина Талды-Курганской области». («Воспоминания о скульпторе С.Д. Эрьзе». Сост. Г.С. Горина. Оформл. худ. Л. В. Попова. Саранск, Мордов. кн. изд. Управления по печати при Совете Министров Мордовской АССР, 1972. 224 с., с илл., стр.113, 143.)

Фотопортрет Ш. Ахметжановой был сделан корифеем отечественной фотожурналистики Евгением Викторовичем Тихановым. Так воспоминает о нем его знаменитый ученик и коллега Борис Кауфман: «Евгений Тиханов, талантливый фотокорреспондент и очень добрый человек, мой учитель (он – автор портрета И. Сталина, разошедшегося в открытках миллионным тиражом и ставшего в те времена каноническим), в сорок девятом был арестован и, в тоске дожидаясь допросов, квартировал в одной из камер Лубянки» («Журналистика и медиарынок», № 1, 2009 г., Б. Кауфман, «Вся кремлевская рать» http://www.jourmedia.ru/index.php?catid=57:photo&id=83:2009-12-05-16-12-43&option=com_content&view=article). Заметим, что под фотографией в журнале такая надпись: «Депутат Верховного Совета Казахской ССР зоотехник совхоза имени Ленина, Талды-Курганской области, Шакен Ахметжанова», то есть также нет сведений о том, что Ш. Ахметжанова является Героем Социалистического Труда.

На фото Ш. Ахметжановой, скорее всего, 27 лет. Этот вывод можно сделать исходя из текста на немецком языке на папке в руках женщины: «Всемирная конференция … и работников лесного хозяйства Вена 10-21/Х-1953» (3-й Всемирный конгресс профсоюзов в Вене, 10-21 октября 1953 года?). То есть фото сделано не ранее октября 1953 года и не позднее марта 1954 года. Эта надпись оставляет еще много вопросов и предполагает дальнейшее исследование жизни и деятельности Шакен Ахметжановой. Сравнивая скульптуру и фотографию, отмечаем портретное сходство героини, а также то, что Эрьзя изобразил ее чуть моложе. Так кто же она, казашка Шакен Ахметжанова?

По данным РГУ «Центральный государственный архив» Министерства культуры и спорта Республики Казахстан Шакен Ахметжанова родилась в 1926 году в селе Капал Талды-Курганской области, член КПСС с 1953 года. 18 февраля 1951 года была избрана депутатом Верховного Совета Казахской ССР 3-го созыва по Кугалинскому округу № 384 Талды-Курганской области Казахской ССР. На тот момент Ш. Ахметжанова была дояркой совхоза имени Ленина Гвардейского района Талды-Курганской области Казахской ССР. 6 марта 1955 года избрана депутатом Верховного Совета Казахской ССР 4-го созыва по Кугалинскому округу № 362 Талды-Курганской области Казахской ССР. К этому времени она уже зоотехник в том же совхозе. Награждена значком «Отличник Социалистического соревнования». Проживала в совхозе имени Ленина, село Коспан, район 28 гвардейцев, Талды-Курганская область. (ЦГА РК Фонд № 1109 Дело № 451 л 4, 6, 172; Дело № 453/б л. 137; Дело № 556/б л 149; Дело № 253 л 48; Дело № 542 л 177.)

Опираясь на вышеизложенные данные (например, дата выхода журнала и дата создания скульптуры), нам кажется маловероятным знакомство С.Д. Эрьзи и Шакен Ахметжановой и то, что она была у него в мастерской, хотя в повести Папорова читаем: «Вместе с другими посетителями она [Ш. Ахметжанова] побывала у него в мастерской. Эрьзя видел Ахметжанову всего один раз; и вот портрет – и по памяти, и по фотографии из журнала «Огонек»». (Папоров Ю.Н. Великий Эрьзя. Признание и трагедия: лит.-док. повесть ; Степан Эрьзя: биография в документах / М-во культуры Респ. Мордовия ; Мордов. респ. музей изобразит. искусств им. С. Д. Эрьзи.– 2006.- 424 с. : илл.- (130-летию скульптора Степана Эрьзи посвящается), с. 262, 268.) Факт знакомства Эрьзи и Ш. Ахметжановой (по Папорову) также требует исследования.

На фотографии Ш. Ахметжановой видны значки Депутата Верховного Совета КССР и «Отличника социалистического соревнования». Данные ЦГА Республики Казахстан не подтверждают информацию о том, что она носила почетное звание Героя Социалистического Труда. Они награждались золотой медалью «Серп и молот», которой на фотографии Ш. Ахметжановой нет. В списках Героев Социалистического Труда, награжденных золотой медалью «Серп и молот» с 1938 по 1991 гг. ее имени тоже нет. (https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1869809)

По данным каталога Российской государственной библиотеки Шакен Ахметжанова является автором пособия по зоотехнии «Мой опыт по повышению продуктивности коров» (1950 год). В это время ей было всего 24 года. Она делилась своим опытом не только на страницах печатных изданий, но и читала лекции как новатор производства, выступала с докладом на научной конференции, тем самым вносила вклад в зоотехническую науку. Об этом свидетельствует публикация в журнале «Наука и жизнь»: «В колхозной деревне появляются тысячи и тысячи новаторов, которые вместе с учеными двигают вперед нашу науку. Доярка совхоза имени Ленина, Талды-Курганской области, Шакен Ахметжанова с успехом выступает в столице Казахстана не только с лекциями о передовых методах получения высоких удоев молока, но и с докладом на многолюдной научной конференции в Ветеринарно-зоотехническом институте. Передовая доярка получила в прошлом году от каждой из закрепленных за ней восьми коров по 5680 кг молока, а за десять месяцев нынешнего года по 5357 кг. Шакен Ахметжанова своей работой вносит вклад в зоотехническую науку». («Наука и жизнь», № 12, 1950 г., И. Перов «Лекции новаторов производства», с. 33-34, с. 34).

В связи с уточнением некоторых биографических данных Шакен Ахметжановой считаем необходимым изменить каталожные данные скульптуры на следующие: Казашка (Портрет Шакен Ахметжановой), 1955 г., альгарробо.

Обложка жур. Огонек, номер 10, март 1954 г. Статья Б. Полевого, Огонек , 1954 г. номер 10 Статья Б. Полевого, Огонек, 1954 г., номер 10 - 1 Фото Ш. Ахметжановой, жур. Огонек, 1954 г., номер 10 (срединная вкладка)

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ