Архитектура капиталистического романтизма | Мордовский музей имени С.Д. Эрьзи

Новости

7 января в Музее Эрьзи состоялся научно-практический семинар «Архитектура капиталистического романтизма, или как Саранск превращался в столицу». Спикерами выступили молодые специалисты из Северной столицы: искусствовед, преподаватель Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. Штиглица Александр Семенов, городской планировщик санкт-петербургского филиала нидерландского бюро MLA+ Гавриил Малышев и работающий в том же бюро архитектор Даниил Веретенников.

В 2019 году группа молодых петербургских архитекторов опубликовала «Манифест капиталистического романтизма». В нем провозглашалась ценность новейшей архитектурной эклектики, завоевавшей все постсоветское пространство. Теоретики называют архитектуру этого противоречивого периода постмодернизмом, но авторы манифеста считают, что постсоветский вариант стиля нужно выделить в оригинальное и самодостаточное явление. Они убеждены, что капиталистический романтизм стал самой толерантной вехой в истории отечественного зодчества. Надо отказаться от ксенофобии и полюбить капиталистический романтизм – с этой миссией Александр Семенов, Гавриил Малышев и Даниил Веретенников совершают зимнее турне по городам России, выделяющимся своим обновленным архитектурным обликом.

«Мы привыкли ненавидеть эту архитектуру: за ней надежно закреплена стигма безвкусицы, пошлости и неуместности, – говорят авторы манифеста. – Но если приглядеться внимательнее, попытаться вникнуть в особенности исторического контекста, прислушаться к тем людям, которые ее создавали, то архитектура предстанет честным отражением своей удивительной и противоречивой эпохи. Но главное, именно в первые постсоветские десятилетия города российских регионов стали снова отличаться друг от друга. Капром пришел на смену интернациональному модернизму, и сделал Саранск уникальным. Яркая и многообразная культура, рожденная в начале девяностых и вдохновленная наступлением эры свободного рынка, политической гласности и художественного плюрализма нуждается в осмыслении — давайте же займемся им вместе!»

В течение двухчасовой экскурсии по центру города гости осмотрели знаковые для Саранска общественные здания. Восторженную реакцию молодых архитекторов вызвали спортивный комплекс «Саранск-арена», главный корпус университета, республиканская библиотека, оперный театр, почтамт, кафедральный собор, Музей боевого и трудового подвига, краеведческий музей, Мордовское подворье.

Открывая семинар, Даниил Веретенников рассказал о том, как на смену безликой советской архитектуре в начале 1990-х годов пришел капиталистический романтизм. Отечественный постмодернизм был многообразен, он ориентировался на местные архитектурные традиции (Москва, Санкт-Петербург), являлся стилизацией на темы национальной культуры (Казань, Бурятия), исходил из прагматических соображения (Чукотка) или внедрялся авторитарным руководством исходя из личных вкусовых предпочтений (Йошкар-Ола).

Гавриил Малышев проанализировал, как в российских регионах в разные периоды проявлялись региональные и национальные особенности архитектуры. В XX веке они дополняли архитектуру конструктивизма 1920-х, неоклассицизма 1930-1950-х и утилитаризма 1960-1980-х годов. Региональный контекстуализм начала XXI века базировался на творческих находках советских архитекторов, а также на западном опыте постмодернизма 1970-1980-х годов. В каждом регионе сложилась местная архитектурная школа. Но самое главное – именно в это время многие региональные столицы получили индивидуальный, запоминающийся архитектурный образ и крупномасштабные общественные пространства.

Александр Семенов выделил среди новейшей саранской архитектуры ряд построек, которые, по его мнению, наиболее ярко характеризуют время и регион, амбициозность республиканской власти и творческий потенциал местных архитекторов. Особенностью

саранской архитектуры была названа смелая попытка синтезировать классические элементы и мордовский орнамент. А Саранск в целом предстает своего рода архитектурной выставкой с самодостаточными экспонатами, игнорирующими соседей. В других выступлениях были уточнены подробности проектирования некоторых зданий.

Модератор семинара Виктор Махаев отметил интерес молодежи к новейшей архитектуре российских регионов и охарактеризовал проведенную работу как первую попытку проанализировать ее в масштабах страны. В заключение встречи он подарил спикерам свои книги о старинной архитектуре мордовского края.

На семинаре присутствовали молодые архитекторы и журналисты из Санкт-Петербурга, Москвы, Пензы и Саранска.

Текст и фото: В.Б. Махаев, старш. науч. сотрудник НИО

ОСТАВИТЬ ОТЗЫВ