КАНАЛЫ «ВЕЛИКОЙ СТАЛИНСКОЙ ЭПОХИ» | Мордовский музей имени С.Д. Эрьзи

Новости

30 января состоялась лекция кандидата искусствоведения, советника РААСН, члена Совета ИКОМОС, Россия Виктора Махаева о трех судоходных каналах, построенных в СССР в 1930-1950-е годы.

8sE8mErUgOw ag12kFhHpAI

В 1930-е годы разрабатывались грандиозные проекты покорения и «научного» преобразования природы, тотальной переделки ландшафта с одновременной большевистской «перековкой» человека. Их яркими примерами являются три судоходных канала – построенный в 1933 году Беломорско-Балтийский, в 1939 – канал Москва-Волга и в 1952 – Волго-Донской канал. Они вошли в Единую глубоководную транспортно-энергетическую систему СССР. Эти каналы были задуманы еще Петром Великим, однако реализовать масштабные идеи можно было только при наличии современной строительной техники и с помощью подневольного труда. На их строительстве трудилось около миллиона заключенных каналоармейцев.

Беломорско-Балтийский канал укрепил северные рубежи советской державы, органами НКВД здесь была апробирована производственная модель, а посвященные строительству книга и художественный фильм стали прообразами производственного жанра советского искусства. К сожалению, проект архитектурной реконструкции канала Леонида Полякова в 1954 году был отклонен как образчик помпезной «сталинской эстетики».

Канал Москва-Волга был частью грандиозного строительства гидросооружений и водохранилищ на Волге и генерального плана реконструкции Москвы 1935 года. Архитектурное решение его шлюзов и речного вокзала в Химках – легкое и романтическое – находилось в русле советского ар-деко (архитекторы Алексей Рухлядев, Владимир Кринский). Четырехкилометровая трехъярусная водная аллея в Тушино отличалось пространственной изобретательностью и архитектурным изяществом. Эксперты ИКОМОС считают, что канал может быть внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО как восхитительный 128-километровый архитектурно-ландшафтный ансамбль, являющийся также трагическим памятником травматического социального опыта.

Волго-Донской канал был связан с грандиозным утопическим проектом преобразования засушливой степи с помощью ирригации и насаждения лесных полос. Его трасса проходила по местам сражений Великой Отечественной войны, а образ художественно воплощал эпопеи героической обороны Царицына и Сталинграда. Мощная архитектура гидросооружений (главный архитектор Гидропроекта Леонид Поляков) и циклопическая батальная скульптура (Евгений Вучетич) отсылали к героическим прототипам русского классицизма 1820-х годов и отличались триумфальной патетикой.

3 фото 4 фото 5 фото 1 фото 2 фото

Парадные водные магистрали, архитектурные «путеводители» по Стране Советов воплотили буквально понимаемую метафору пути советского народа к коммунизму.

 

Старший научный сотрудник Виктор Махаев

ОСТАВИТЬ ОТЗЫВ