«Академик живописи Иван Кузьмич Макаров (1822-1897). К 195-летию со дня рождения» | Мордовский музей имени С.Д. Эрьзи

Архив

Выставка организована Мордовским республиканским музеем изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи, Пензенской областной картинной галереей им. К. А. Савицкого и Мордовским республиканским объединенным краеведческим музеем им. И. Д. Воронина. Основу выставки составляют произведения из фондов МРМИИ им. С. Д. Эрьзи.

Академик исторической и портретной живописи И. К. Макаров – один из талантливейших представителей династии художников Макаровых, оставившей яркий след в истории культурной жизни нашего края. Первоначальное образование получил в Саранской живописной школе (1834-1841), основанной в 1828 году его отцом К. А. Макаровым (ок. 1790-1862); занимался в Академии художеств (1845-1853) в качестве вольноприходящего ученика у А. Т. Маркова. В 1846, 1853-1855 годах посетил Италию, Германию и Францию в свите Великой княгини Марии Николаевны в качестве пенсионера Общества поощрения художеств. Живописец, рисовальщик, акварелист, популярный светский портретист. Участвовал в работах по росписи храма во имя Спаса Нерукотворного (село Никольская Саловка Пензенской губернии), храма Христа Спасителя (Москва), Спасского кафедрального собора (Пенза), храма Николая Чудотворца (Севастополь), храмов Иркутска, Нижнего Новгорода, Саранска, Санкт-Петербурга.

В собрании МРМИИ им. С.Д. Эрьзи хранится 23 произведения мастера, 19 из которых были подарены музею в 1971 году внуком академика И. К. Макаровым (1896-1976). Одним из первых произведений Макарова является полотно «Две молодые мордовки» (1842), за которое он был удостоен звания неклассного художника. К раним работам относятся также два этюда «Портрет мальчика-итальянца» и «Итальянка на балконе». Они были исполнены художником во время его пребывания в Италии и сохранили свежесть и непосредственность впечатления. Благоговейное преклонение автора перед нравственным совершенством женщины запечатлено в «Портрете А. Д. Соломирской» и «Портрете Вишнюковой», датируемых 1880-ми годами. В них Макаров – зрелый мастер со сложившимися особенностями живописного почерка, подхода к изображению модели. Из детских портретов в экспозиции представлены «Портрет А. И. Лебедевой, урожденной Макаровой, дочери художника в детстве» (1860-е), «Портрет Е. И. Макаровой в детстве» (начало 1870-х). Историко-религиозная живопись представлена в экспозиции эскизом «Картины в честь чудесного спасения Александра III» (не ранее 1888), находящейся в Государственном музее истории религии (Санкт-Петербург). Портретные этюды «Евангелист Лука», «Портрет епископа» были также предназначены для картин религиозного содержания и монументальных росписей.

Двумя живописными произведениями («Девушка с серпом», «Портрет Е. Л. Ховриной» вторая пол. XIX в.) и шестью графическими листами (постеры): «Евангелист Марк» (1850), «Евангелист Лука» (1850), «Евангелист Матфей» (1850), «Евангелист Иоанн» (1850), «Мать и дети. Эскиз композиции» (1852), «Женская головка. Эскиз» (1852) – представлено творчество И. К. Макарова из собрания Пензенской областной картинной галереи им. К. А. Савицкого.

Мордовский республиканский объединенный краеведческий музей им. И. Д. Воронина представляет в экспозиции два графических произведения И. К. Макарова («Итальянка с цветами» (1853-1855) и «Итальянка с кистью винограда» (1853-1855), исполненные в технике итальянского карандаша, живописный портрет художника, работы Павла Яковлевича Пясецкого (1843-1919). В экспозиции выставки – уникальные мемориальные вещи художника: швейцарские карманные часы в серебряном корпусе «ТЕЛЕФОНЪ», масленка, инструмент для натягивания холста, датируемый серединой XIX века.

Экспозицию дополняют баннеры с изображением редких фотодокументов, связанных с биографией художника: поколенная роспись семьи Макаровых, составленная И.К. Макаровым (1896 –1976), внуком академика, фрагмент автобиографии из фондов рукописного отдела Государственной Третьяковской галереи. Выставка свидетельствует об укреплении межмузейных связей в Приволжском федеральном округе и, несомненно, вызовет широкий зрительский интерес.

Татьяна Елисеева, искусствовед, куратор выставки

ОСТАВИТЬ ОТЗЫВ