Выставка «Фотомания» | Мордовский музей имени С.Д. Эрьзи

Архив

В Выставочном зале МРМИИ им. С.Д. Эрьзи (ул. Советская, 29) открыта выставки фотохудожников города Саранска «Фотомания».

афишка

Впервые в истории Саранска открывается выставка, на которой собраны произведения ведущих современных фотохудожников города. Не требуется доказывать, что сегодня фотография является и востребованным ремеслом, мощным социальным сервисом, и главным средством общественной и приватной коммуникации. Если в эпоху пленочной съемки и ручной печати фотографии бережно хранились в семейных альбомах, то сегодня непрерывный поток снимков загружается в соцсети, создавая невиданный ранее, доступный миллионам зрителей визуальный архив.

Ежедневно на планете создается около миллиарда цифровых снимков. За год человеческий фотоархив пополняется триллионом фото. Ежеминутно их рождается больше, чем за весь ХIХ век. В ту пору – во время расцвета европейского искусства, органичным элементом бытовой культуры всех сословий являлась музыка. В начале XXI века все – от бедного студента до влиятельного президента — имеют при себе портативное устройство с фотообъективом для съемки всего того, что может заинтересовать личность в любой момент времени.

Этот факт – легкой доступности фотографической техники и повальное увлечение съемкой – надо учитывать профессионалам-фотографам. Ибо они должны доказать, что фотография является видом изобразительного искусства, соперничающего не с хобби дилетантов, а с традиционными видами творчества.

Наша фотовыставка ставит перед авторами и зрителями вопросы: в чем причина коллективной одержимости фиксировать повседневную жизнь? Какая часть гиперфотоархива останется в коллективной памяти? Почему в динамичной фотографии, например, в спортивной, момент истины выражает удачно схваченное мгновение? Где проходит граница между документальной фиксацией объекта и его художественным отражением? Что может привнести в изображение фотохудожник с помощью современной компьютерной техники?

Творчество провинциальных фотографов укладывается в современные тренды отечественной фотографии. Коллективное сознание эпохи «гласности и перестройки» предъявило заказ на острый социальный репортаж, шокировавший патологической физиологией больного общества. Развал СССР и становление нового российского капитализма было отражено едкой «фото-чернухой». В этом стиле, вплоть до репортажей из морга, снимали в Саранске в середине 1990-х годов.

Противоестественная любовь к негативу не обещала быть вечной. На смену «жести» пришла реклама потребительской культуры. Ее непреложный закон гласит: чтобы продать нечто, надо сделать его фотогеничным. Сегодня фотография фиксирует все проявления мелкобуржуазных ценностей: обязательные атрибуты «красивой жизни» и успеха, конвейер гламура, путешествия по экзотическим странам, ресторанное меню. Одновременно фотография запечатлевает позитивные изменения среды обитания – строительный бум в городах, возрождение национальных святынь, художественный ренессанс. Она задает стандарты достойного поведения, потребления и красоты, предлагает социальные символы и закрепляет композиционные каноны. Школьницы копируют улыбки с обложек глянцевых журналов, а покупатели выбирают товар по фотокартинкам. Фотография выручает человека в его естественном желании гармонизировать мир, преодолеть его враждебность, вызвать позитивные эмоции. Фотография стала визуальным камертоном современности, главным инструментом рекламы, интернета, социальных сетей. Это доказывают работы современных саранских фотографов.

В четырех залах представлены 170 цветных и черно-белых фотографий, слайды и инсталляции на фотографическую тему. Снимки сделаны в последние годы 27 саранскими фотографами, как профессионалами, так и любителями. Выставка демонстрирует разнообразие жанров, в которых специализируются местные авторы: журналистский репортаж, спортивную и архитектурную съемку, природный пейзаж, жанровые сценки, портрет, путешествия. На снимках представлены как уникальные события, так и повседневная жизнь горожан, а также студийные композиции.

Патриарх саранской фотографии Валентин Крайнов, сделавший первый снимок в 1945 году, в качестве объехавшего полмира путешественника представил серию экзотических портретов. Всколыхнувший Саранск чемпионат мира по футболу запечатлели Олег Еремин и Ольга Киреева («Известия Мордовии»). Яркий журналистский репортаж представили Эдуард Ретунский («Эрзянь правда»), Артем Артамонов, Юлия Честнова и Жанна Ларцева («Столица С»). Мастерами студийной съемки являются Максим Чихняев, Олег Романов, Юлия Григорьева и Татьяна Быкова. Семейный праздник и другие жанровые сцены мастерски снимают Антон Кузнецов и Алла Амещенкова. Раздел архитектурной фотографии представляют Юлия Копылова, Кристина Кудашкина, Марина Печаткина, Юлия Полищук, Кристина Попкова, Ольга Саванова, Анастасия Седова, Ольга Сергейчева, Ольга Сырова, Эвелина Циркина (серия «Архитектура древнерусских городов»), а также Виктор Махаев (серия «Memento mori»). В жанре портрета работает Ольга Хабарова. Деревенские и экологические пейзажи представили Мария Соснина и Владислав Зверев. Инсталляция «Фотоувеличение» выполнена Дарьей Суховой.

В качестве ретро-дополнения к фотографиям современных авторов экспонируется серия из трех портретов, снятая в 1935 г. в Краснослободске Георгием Скворцовым. Собравшие фактурную патину, обрамленные кракелюрами, они были названы куратором выставки «Метастазы времени». Так скручивается материя и теряется фотоизображение, так исчезают воскрешенные в памяти образы прошлого. Так современная фотомания, визуальная алчность, избыток фотоизображений могут разрушить нашу память и трансформировать образ прошлого.

Куратор Виктор Махаев

Информационная поддержка: Министерство культуры РФ; Культура.РФ

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ