Выставка «Николай Рерих. Живопись» | Мордовский музей имени С.Д. Эрьзи

Архив

19 апреля в 16:00 в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи открывается выставка работ Николая Рериха.

painting_id379-NKR_Inozemnye_gosti 492775b6c3bc8510c61e0693cdb6ea6b50109 painting_id320-NKR_Ghduschaya_36 2 5148

Николай Константинович Рерих — художник, сценограф, философ-мистик, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель — принадлежит к числу уникальных русских художников XX века. Творчество Н.К. Рериха в высшей степени совершенно, своеобразно и характерно. В течение жизни создал около 7000 картин, многие из которых находятся в известных галереях мира, и около 30 томов литературных трудов, включая два поэтических. Автор идеи и инициатор Пакта Рериха, основатель международных культурных движений «Мир через культуру» и «Знамя Мира.

Картины Рериха из собрания ГРМ на выставке в МРМИИ им. С.Д. Эрьзи показывают основные этапы творческого пути художника. Это ранние работы «Иноземные гости», 1901 г., «Вестник» 1914 г., «Берег», 1916 г. и др., на создание которых автора вдохновила история Древней Руси. И самое значительное в наследии Николая Рериха — цикл горных пейзажей, которые он создал в Индии, Китае, Монголии. Небо и горы — важные символы художественной системы и мировоззрения Рериха. Художник уделял большое внимание изучению, осмыслению и творческому созерцанию излюбленных объектов, пытаясь не упустить ни малейшей детали.

Николай Рерих достаточно длительное время прожил в Индии, где с присущей ему глубиной ума и сердца воспринял культуру и природные образы этой страны. Гималаи явились тем объектом, который неоднократно наблюдал и изображал Рерих, будучи в Индии. Рерих старался воплотить различные состояния и «настроения» Гималаев, подчеркнуть их многоликость и своеобразие. Многоликой и своеобразной была и сама Индия, навсегда поразившая и захватившая воображение мастера.

Горные пейзажи Рериха, на которых изображены Гималаи, привлекают особым колоритом, который выстраивается точно цветовая растяжка или «градиент». Эти живописные полотна трёхмерны, насыщены знаками, семиотичны и сложны, как само творчество и личность художника.

Картины Рериха — это картины-размышления, картины-молитвы, картины-символы. Общее для работ автора — это открытость, одномоментность пространства и времени, ощущение «застывшей вечности», стилизация и кажущаяся простота рисунка, чувственность на уровне цвета, строгость замысла и идей на уровне линий и композиции. Соединившись с духовными традициями Индии, художник не лишился ценности своей родины. Необыкновенностью мировоззрения Рериха было верить в историческую миссию России. Русская тема не покидала его живописи — с особой мощностью она возродилась в годы Отечественной войны. Художник писал былинных героев, русских святых и князей, будто призывая их к помощи воевавшему народу — «Поход Игоря», 1942 г., «Единоборство Мстислава с Редедей», 1943 г.

Слова Н.К. Рериха о Родине звучат как завещание мастера своим соотечественникам: «Любите Родину. Любите народ русский. Любите все народы на всех необъятностях нашей Родины. Пусть эта любовь научит полюбить и всё человечество… Полюбите Родину всеми силами — и она вас возлюбит. Мы любовью Родины богаты».

Пресс-релиз выставки.

Информационные партнёры: Министерство культуры РФ; Государственный Русский музей; «Культура РФ»; ТелеСеть Мордовии, НТМ; «Известия Мордовии», «Столица С», «Вечерний Саранск», ТИЦ РМ

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ