Выставка «Образ родины в пейзаже мастеров отечественного и мордовского искусства» | Мордовский музей имени С.Д. Эрьзи

Архив

Выставка начинает свою работу 7 июня в Выставочном зале им. С.Д. Эрьзи (ул. Коммунистическая, 61). Вниманию зрителей представлена пейзажная живопись мастеров отечественного и мордовского искусства (более 40 полотен) из собрания МРМИИ им. С.Д. Эрьзи.

gdh

Экспозиция включает широкий круг имен талантливых живописцев ХХ века и наших современников: Федот Сычков, Алексей Кравченко, Витольд Бялыницкий-Бируля, Виктор Иванов, Эдуард Браговский, Виктор Хрымов, Александр Родионов, Анатолий Мисюра, Валентин Попков, Марат Шанин, Игорь Сидельников, Александр Коровин, Виктор Беднов, Николай Рожков, Владимир Захватов, Юрий Казеев, Александр Булычев, Виктор Петряшов, Владимир Якутров, Галина Стэпан, Малик Ямбушев.

Выставка демонстрирует разнообразие стилистических направлений, художественных форм, индивидуальных приемов. Но всех мастеров объединяет следование традициям русской реалистической живописи, и почти все представленные художники уходят корнями в Московскую живописную школу. «Московская школа живописи» – это устойчивое понятие, закрепившееся в истории искусства с конца XIX века в отношении художников, тяготевших к натурному письму и работе на пленэре. В своем творчестве они обращаются к теме российской провинции в её национальном своеобразии.

В становлении творческого метода художники пережили определенный спектр влияний – от русского импрессионизма «Союза русских художников» – до так называемого «русского сезаннизма», – традиций некогда полярных друг другу, но ныне часто сосуществующих.

Одну из характерных особенностей «Московской школы» известный искусствовед Лев Мочалов образно определил как «бьющий через край восторг колористического жизнеощущения». Своеобразие московской школы проявляется прежде всего в характерной живописности со склонностью к сочной, колористически-полнокровной, импровизационно-свободной манере письма.

Картинный образ вырастает из этюда, в котором сохраняется непосредственность, свежесть впечатления, живописная подвижность, чувственное волнение цвета, а, следовательно, и живая подлинность чувств. Пейзажи становятся образами духовного бытия. Духовность этих образов ощутима то в элегических тонах, то в романтической экспрессии, яркой и сложной гамме чувств. Этюдная живопись еще на рубеже XIX–ХХ веков обретает статус завершенной формы художественного произведения.

В исторической традиции русского искусства даже в маленьком скромном этюде звучит нежное, глубокое признание в любви к Родине. В экспозиции представлены как камерные лирические пейзажи этюдного характера, так и эпические по духу, монументальные картинные формы — пейзажи-картины, воплощающие целостный образ России – могучей, великой и прекрасной.

DSC_0475 1231314 DSC_0481 DSC_0489 DSC_0477

Предлагаем зрителям насладиться и собственно живописью, выражающей в цвето-пластике, в колористическом настроении, в характере мазка мирочувствие художника. Цвет для истинного живописца – это культ, страсть, предмет поклонения. Художники несут нам в цвете драгоценное, поэтическое чувство мира. Искусство поэтизирует жизнь, иначе оно теряет художественные признаки. Пейзажи Родины в своих неисчерпаемых мотивах выражают радость жизни, поэтическую красоту родной земли, чистоту и искренность чувств, исполненных любви к Отечеству.

Альбина Рункова – ст. научный сотрудник экспозиционно-выставочного отдела МРМИИ им. С.Д. Эрьзи

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ