Музей-школе | Мордовский музей имени С.Д. Эрьзи

Музейная педагогика

Темы лекций и цикловых занятий, предлагаемых музеем

 «М У З Е Й   —  Ш К О Л Е»

Многоуровневая программа интеграции музея с системой дошкольного, начального и среднего образования

Величие и слава приходит к нации тогда,
когда культ искусства становится высшим авторитетом.
Робин Вайер, британский историк искусства

Художественный музей собирает, хранит, исследует произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Но одной из важнейших его функций является образовательная. С момента зарождения нашего музея в 1960 году как Картинной галереи им. Ф.В. Сычкова и по сегодняшний день приоритетной музейной  аудиторией являются дети. Музей — это среда творческого развития, в которой формируется эстетический опыт, художественная картина мира, идёт приобщение к национальным духовным традициям. Дети получают способность созерцать произведение искусства, анализировать его, а значит обогащать эмоциональную сферу и свой интеллект.

Программа «Музей — школе»предполагает комплексную работу коллектива музея им. С.Д. Эрьзи с общеобразовательными учреждениями города (детскими садами, школами, колледжами). Программа имеет интегрированный характер, учитывает возрастную специфику слушателей и особенности учебного процесса, опирается на возможности аудиторных, экспозиционных и студийных занятий.

Стремясь к сотрудничеству с образовательными учреждениями, музей постоянно ведёт поиск творческих решений проблем учебно-воспитательного процесса. Так появилась программа для дошкольников «Музей для самых маленьких» и  цикл православных праздников «Глаголы Незакатной Красоты». Всё более популярными становятся приёмы интегрированного использования произведений искусства на школьных уроках гуманитарного и естественнонаучного циклов, благодаря чему обучение становится более доступным и интересным. Интегрированные уроки литературы, истории, изобразительного искусства, экологии прочно вошли в нашу музейно-педагогическую практику.

В программу включены абонементы с цикловыми занятиями, которые проводятся как в традиционных формах — экскурсия и лекция, так и в инновационных — праздник, утренник, мастер-класс, спектакль. Следует пояснить, что к цикловым мы относим  встречи с детьми, если они происходят в течение учебного года пять и более раз. Таким образом, музей получает гарантированную аудиторию, а учитель — более глубокое раскрытие той или иной темы в ходе методически грамотно выстроенных занятий и льготную оплату (до 50% от разового посещения). По желанию преподавателя тематика абонемента может быть составлена индивидуально.

Возрастание роли образовательной функции музея в социокультурных процессах современного общества привело к тому, что в конце XX века из общего блока просветительской деятельности музея выделилась музейная педагогика. По определению Б.А. Столярова, руководителя Российского центра музейной педагогики и детского творчества Государственного Русского музея, музейная педагогика — это «область научно-практической деятельности, ориентированная на передачу культурного (художественного) опыта через педагогический процесс в условиях музейной среды».  Музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи — единственный художественный музей в Республике Мордовия, поэтому на нас лежит ответственность за передачу этого опыта.  Мы осознаём насколько серьёзна миссия музея в области воспитания и образования подрастающего поколения нашего региона. На выполнение поставленных задач  направлена данная программа.

Н.С. Осянина, заведующая отделом музейной педагогики

Абонемент №0. «Музей для самых маленьких».

Занятия для детей дошкольного возраста.

1. «Путешествие по храму, где живут музы» (Знакомство с музеем. Экскурсия).

2. «Удивительные истории о  карандашах, красках и глине» (Рассказ о художественных материалах и инструментах. Утренник) .

3. «Чародей резца» (Знакомство с жизнью и творчеством С.Д. Эрьзи. Игровая экскурсия ).

4. Забавы деревенской улицы (Знакомство с жизнью и творчеством Ф.В. Сычкова. Игровая экскурсия).

5. Родные картинки (Знакомство с творчеством А.К. Саврасова, И.И. Шишкина, И.К. Айвазовского. Игровая экскурсия).

6. Сказка о благородном художнике (Знакомство с жизнью и творчеством И.К. Макарова. Игровая экскурсия).

7. Мы идем на ярмарку.( Знакомство с мордовским народным искусством и народными промыслами России. Игровая экскурсия).

8. Кто – кто в теремочке живет.(Образы животных в произведениях живописи, скульптуры, графики, ДПИ. Игровая экскурсия).

 

Абонемент №1. «На пороге открытия».

Эстетический цикл  для начальной школы.

1. «Дом, где живут музы». (Знакомство с музеем. Экскурсия).

2. «Помощники художника». (Художественные материалы и инструменты. Занятие-утренник в студии).

3. «Волшебство кисточки и краски». (Как смотреть картину. Экскурсия).

4.» Линия, штрих, пятно». (Искусство графики. Экскурсия).

5. «Там, где оживают дерево и камень». (Специфика скульптуры. Экскурсия).

6. «В поисках Жар-птицы». (Декоративно-прикладное искусство. Экскурсия).

7. «Соцветье всех чудес». (Заключительное занятие с викториной. Праздник).

 

Абонемент №2. «В путь за Жар-птицей».

Декоративно-прикладное искусство. Лекционный цикл.

1. «Мир пользы и красоты». (Что такое ДПИ).

2. «Чудесные превращения дерева». (Резьба и роспись) .

3. «Искусство глины и огня». (Керамика, гончарство).

4. «Промыслов тайный исток». (Лаковая миниатюра и жостовские подносы).

5. «Творенье женских рук». ( Народный костюм).

 

Абонемент №3. «Лекторий одной картины по русскому искусству»

1. А.Рублёв. «Троица».

2. Ф.С. Рокотов. «Портрет А.П. Струйской».

3. К.П. Брюллов.»Последний день Помпеи».

4. В.Г. Перов. «Приезд гувернантки в купеческий дом».

5. А.К. Саврасов. «Грачи прилетели».

6. В.И. Суриков. «Боярыня Морозова».

 

Абонемент №4.«Вижу чудное приволье».

Русская пейзажная живопись 2-й половины 19 века. Лекционный цикл.

1. «Грачи прилетели!». А.К.Саврасов.

2. «Певец русского леса». И.И.Шишкин.

3. «Пейзаж-элегия». Ф.А. Васильев.

4. «Ликующие краски».  А.И. Куинджи.

5. «Художник – гуманист». В.Д.Поленов.

6. «Пейзаж – настроение». И.И. Левитан.

7. «Гимн морю». И.К. Айвазовский.

8. Итоговое занятие(экологический урок) с викториной.

 

Абонемент №5. «Немеркнущий свет».

Лекционный цикл о православной иконе.

1. Что такое икона?

2. Иконы Богородичного цикла

3. Спасов цикл

4. Святые, наиболее почитаемые на Руси

5. Крест и его символика

 

Абонемент № 6. «История мировой архитектуры».

Лекционный цикл.

1. Архитектура Древнего Египта

2. Архитектура Древней Греции и Рима

3. Архитектура Средневековья

4. Архитектура Возрождения

5. Итальянское барокко

6. Французский классицизм

7. Архитектура Древней Руси

8. Русский классицизм

9. Модерн.

 

Абонемент №7. «Передвижники».

Лекционный цикл.

1. Кто такие передвижники?

2. Портрет передвижников.

3. Пейзаж передвижников.

4. Бытовая картина передвижников.

5.Историческая картина передвижников.

 

Абонемент №8. «Искусство Франции».

Лекционный цикл.

1. Искусство Франции 12-16 вв.

2. Искусство Франции 17 в.

3. Искусство Франции 18 в.

4. Искусство Франции 1 половины 19 в.

5. Искусство Франции 2-й половины 19 в.

6. Искусство Франции 20в.

 

Абонемент №9. «Русское искусство 18-19 веков».

Лекционный цикл.

1.Искусство России 1-й половины 18 века.

2.Искусство России второй половины 18 века.

3.Искусство России 1-й трети 19века.

4.К. Брюллов, А. Иванов, П. Федотов.

5. «Шестидесятники». Критический реализм.

 

Абонемент № 10.«Русское искусство 18 века».

Лекционный цикл.

1. Искусство Петровской эпохи.

2. Архитектура середины века. Русское барокко.

3. Живопись середины века.

4. Архитектура последней трети 18 века. Классицизм.

5. Живопись конца 18 века. Портрет.

 

Абонемент № 11. «Искусство ХХ века».

Лекционный цикл.

1.Кубизм, абстракционизм, экспрессионизм.

2.Сюрреализм.

3.Пикассо.

4.Поп-арт, гиперреализм.

5.Неоклассицизм.

 

Абонемент № 12. «Северная Пальмира».

Лекционный цикл.

1.Петербург – Петра творенье.

2.Петербург Елизаветинского времени.

3.Петербург Павловского времени.

4.Александровский классицизм.

5.Пушкинский Петербург.

 

Абонемент № 13. «История одного шедевра».

Лекционный цикл.

1.А. Рублев. «Троица».

2. В. Л. Боровиковский. «Портрет князя Куракина».

3.А. П. Лосенко. «Прощание Гектора с Андромахой».

4.О.А.  Кипренский. «Портрет А.С. Пушкина».

5.А.И.  Иванов. «Явление Христа народу».

6.П.А.  Федотов. «Сватовство майора».

7.В.Г.  Перов. «Тройка».

8.И. И. Шишкин. «Сосновый бор».

9.И.Е. Репин.«Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

10.В.А.  Серов. «Девочка с персиками».

 

Абонемент № 14. «Отечественное искусство ХХ века».

Лекционный цикл.

1.Искусство Серебряного века.

2. Ис-во послереволюционных лет (1920-30-е гг.)

3.Ис-во периода Великой Отечественной войны и послевоенного времени.

4. Искусство 1960-70-х годов.

5. Искусство конца ХХ века.

 

Абонемент №  15. «Искусство Земли Мордовской».

Экскурсионный цикл.

1. Чародей резца – Степан Дмитриевич Эрьзя.

2. Певец радости бытия – Ф.В. Сычков

3. Академик портретной живописи — И.К. Макаров

4. Изобразительное искусство Мордовии.

5. Мордовский народный костюм.

 

Абонемент № 16.«Шедевры нашего музея».

Экскурсионный цикл.

1. Знакомство с музеем.

2. Чародей резца – С.Д. Эрьзя.

3. Певец радости бытия – Ф.В. Сычков.

4. Академик портретной живописи – И.К. Макаров.

5. Русское искусство 18 – начала 20 вв.

6. Изобразительное искусство Мордовии.

7. Отечественное искусство 20 века.

8. Русская ярмарка (ДПИ).

9. Мир мордовской деревни.

 

Абонемент №  17.«Мастера изобразительного искусства Мордовии».

Экскурсионно-лекционный цикл.

1. В.Д. Илюхин.

2. В.А. Попков.

3. Н.П. Рожков.

4. Н.М. Филатов.

5. Братья Шадрины.

 

Абонемент №  18. «Глаголы Незакатной Красоты».

Двунадесятые христианские праздники. Интегрированные занятия.

1. «Так морозно, светло и бело!». Рождество Христово.

2. «…Заздравный гимн весне». Благовещение.

3. «Всё кругом и любит и поёт». Пасха.

4. «И весел звучный лес…». Троица.

5. «Люблю я пышное природы увяданье…». Богородичные праздники: Рождество, Введение во храм, Успение.

 

Абонемент № 19. «Весь мир — театр!»

Цикл театральных постановок.

1. «Сказки сельвы».(О скульпторе С.Д. Эрьзе и писателе Орасио Кироге).

Спектакль по мотивам произведений Орасио Кироги.

2. «Чародей резца — С.Д. Эрьзя». (Жизнь и творчество С.Д. Эрьзи).

3. «Художник радости». (Жизнь и творчество Ф.В. Сычкова).

4. «Макаровский бал».(Жизнь и творчество И.К. Макарова).

5. «Суаре у Макаровых».( «Пушкиниана» И.К. Макарова).

6. «Широкая Масленица». ( Образ масленицы в русском фольклоре, живописи, литературе).

 

Абонемент № 20 . «Времена года».

Цикл интегрированных занятий.

1. «Осенняя песня». Осень.

2. «Зимы сребристые  оковы». Зима.

3. «Утро года». Весна.

4. «Пахнет сеном над лугами…». Лето.

 

Абонемент № 21 .«Экспедиция открывает секреты прошлого».

Видеолекторий по материалам этнографических экспедиции в мордовские села.

1. Память предков.

2. Радушные хозяева.

3. Старинный обряд в современной жизни.

4. Не красна изба углами.

5. Маршруты исследований

 

Абонемент № 22.«Сказки для маленьких мастеров».

ММНК. Театрализованные занятия о мордовском народном искусстве .

1.»Сказки у колыбели». (Мордовское  село и его жизненный уклад).

2.»Волшебные вещи и их повелители». (Мастера и ремесла).

3.»На каком поле выросла рубаха». (Народная одежда).

4. «Коняшки-глиняшки». (Народная глиняная игрушка).

5. «Придумай свою сказку». (Итоговое занятие).

 

Абонемент №23. «Духовный мир мордовского крестьянства».

ММНК. Лекционный цикл.

1.»Крестьянский дом — модель мироздания». (Традиции сельской жизни).

2. «Как рубаха охраняет человека». (Народный костюм).

3. «С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь». (О взаимовлиянии национальных традиций мордвы, русских и татар).

4. Добрых рук мастерство». (Домашние ремёсла мордовских крестьян).

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ