Арт-терапевтический проект «Музей дарит Надежду» | Мордовский музей имени С.Д. Эрьзи

Реализованные проекты

В 2009-2010 учебном году в музее работал арт-терапевтический проект «Музей дарит Надежду».

Цель Проекта:

Используя общение с произведениями изобразительного искусства в музее и художественное творчество, помочь детям справиться с психологическими проблемами, восстановить эмоциональное равновесие, устранить имеющиеся нарушения поведения.

Задачи Проекта:

— научить воспринимать мир как более дружелюбный и гармоничный;
— познакомить с воплощением человеческих ценностей в образах искусства;
— дать возможность детям осознать свою личностную ценность, неповторимость жизненного пути, помочь осмыслить свою судьбу;
— создать условия для социально приемлемого и безопасного способа выхода агрессии и других негативных чувств посредством работы над рисунками, картинами, скульптурами;
— развивать способность к эмпатии, сопереживанию другим людям.

Содержание Проекта:

В Саранске с начала 1990-х гг. работает  приют «Надежда» для детей, оставшихся без попечения родителей. Как правило, это дети из социально дезорганизованных или неполных семей, когда родители лишены родительских прав или не желают заботиться о ребёнке, жестоко обращаются с ним. Приютские дети психически депривированные, лишенные родительского тепла, часто с отставаниями в общем и речевом развитии, с эмоциональными и поведенческими отклонениями.  При неудовлетворении важнейших потребностей, живя в состоянии эмоционального неблагополучия, ребёнок постоянно переживает ожидание собственного неуспеха. Доминирование защитных форм поведения и неспособность к конструктивному решению конфликтов проявляются в агрессивности, стремлении обвинить окружающих, неумении и нежелании признать свою вину. Нарушение эмоциональных контактов приводит к развитию низкой самооценки, чувству неполноценности. Основным переживанием такого ребёнка становится кажущаяся враждебность мира по отношению к нему.

В приюте ребёнок может находиться от нескольких месяцев до года. Этот переходный период весьма сложный, и важно всеми средствами оказывать ребёнку психологическую помощь и поддержку. Одним из инструментов, помогающих достичь положительных изменений в поведении и восприятии окружающего мира, является арт-терапия, общение с подлинниками в музейных залах и занятия изобразительной деятельностью.    Искусство не только возвышает душу человека, влияет на развитие интеллекта и творческих способностей личности, но и лечит. Особую значимость оно приобретает в работе с «проблемными» детьми, которые так же хотят радоваться жизни, как и все остальные люди. Порою единственным средством воплощения этой радости становятся для них художественные материалы – карандаши, краски и бумага. Рисование – это творческий акт, позволяющий человеку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Это не только отражение в сознании детей окружающей и социальной действительности, но и её моделирование, выражение отношения к ней.

Особый смысл приобретают занятия, если в них принимает участие профессиональный художник, чьи произведения представлены в экспозиции музея как пример высокого искусства. В рамках проекта для детей из приюта проводились  занятия, включающие беседу музейного педагога об искусстве, общение с художниками Мордовии и мастер-класс.   Для участия в проекте была сформированы  группа учащиеся 1-10 классов в количестве 10 человек.      Занятия длились 2 часа с перерывом: 1-й час – экскурсия, 2-й час – творческая мастерская. В первой части дети знакомились с шедеврами нашего музея и на их примере с видами изобразительного искусства, основными материалами, которые используются  художниками для создания произведений живописи, скульптуры, графики, ДПИ. Главной задачей этого этапа являлось пробуждение интереса к миру изобразительного искусства, создание условий для переживания детьми «эстетического шока». Для этого в беседах использовалась музыка, поэзия, пластические упражнения, приём погружения в ту или иную эпоху и «оживления» произведений.

Темы занятий:
1.Чародей резца – С.Д. Эрьзя.
2. Певец радости бытия – Ф.В. Сычков
3.Академик портретной живописи – И.К. Макаров.
4.Певец русского леса – И.И. Шишкин.
5. Гимн морю И.К. Айвазовского.
6. Мир мордовской деревни.
7. «Мы идём на ярмарку». Русские народные промыслы.

В творческой мастерской проводились тематические занятия, на которых произведения искусства становились средством для прояснения и выявления проблем ребёнка и психологической работы с ним. В начале каждой встречи дети вставали в круг, держась за руки, и шёл разговор с  опорой на базовые, определяющие бытие человека понятия: добро, любовь, дружба, долг, верность, труд, красота. При условии активного приобщения к произведениям искусства и использования арт-терапевтического метода погружения в произведение происходит пробуждение эмоциональных реакций. Ребёнок переживает различные чувства, и у него появляется возможность осознать и выразить их. В том случае, когда ребёнку сложно словами обозначить проблему, невербальный способ выражения через рисование является наиболее приемлемым в построении арт-терапевтических отношений.

В завершении проекта в музее состоялась выставка  детского творчества и праздничный вернисаж.

Проект позволил расширить перечень социально-психологических и социально-реабилитационных услуг несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Таким образом, арт-терапевтические занятия в стенах художественного музея  подарили детям Надежду на счастливую и гармоничную жизнь.

Занятие 1. «Чародей резца»

Экскурсия: «Жизнь и творчество С.Д. Эрьзи»
Творческая мастерская: лепка из пластилина. Занятие ведёт Борисова Татьяна Михайловна – преподаватель ДХШ №4.

phoca_thumb_l_1_ phoca_thumb_l_2_ phoca_thumb_l_3_ phoca_thumb_l_4_ phoca_thumb_l_5_ phoca_thumb_l_6_ phoca_thumb_l_7_ phoca_thumb_l_8_ phoca_thumb_l_9_ phoca_thumb_l_10_ phoca_thumb_l_11_ phoca_thumb_l_12_

Занятие 2. «Певец радости бытия»

Экскурсия: «Жизнь и творчество Ф.В. Сычкова»
Творческая мастерская: рисунок гуашью на тему «Забавы деревенской улицы». У мольберта: Бикбаев Хафиз Ибятуллович – член Союза художников России, заслуженный работник культуры РМ, преподаватель ДХШ №2 и СХУ им. Ф.В. Сычкова.

phoca_thumb_l_1_ phoca_thumb_l_2_ phoca_thumb_l_3_ phoca_thumb_l_4_ phoca_thumb_l_5_ phoca_thumb_l_6_ phoca_thumb_l_7_ phoca_thumb_l_8_ phoca_thumb_l_9_ phoca_thumb_l_10_ phoca_thumb_l_11_ phoca_thumb_l_12_

Занятие 3. «Академик портретной живописи»

Экскурсия: «Жизнь и творчество И.К. Макарова»
Творческая мастерская: рисунок гуашью на тему «Портрет дорогого человека». У мольберта: Валентина Филипповна Козлова – член Союза художников России, заслуженный художник РМ.

phoca_thumb_l_1_ phoca_thumb_l_2_ phoca_thumb_l_3_ phoca_thumb_l_4_ phoca_thumb_l_5_ phoca_thumb_l_6_

Занятие 4. «Певец русского леса»

Экскурсия с элементами лекционного занятия «Жизнь и творчество И.И. Шишкина».
Творческая мастерская: рисунок гуашью на тему «Зимний лес». У мольберта:
Ширчков Евгений – студент архитектурно-строительного факультета МГУ им. Н.П. Огарёва.

phoca_thumb_l_1_ phoca_thumb_l_2_ phoca_thumb_l_3_ phoca_thumb_l_4_ phoca_thumb_l_5_ phoca_thumb_l_6_

Занятие 5. «Гимн морю»

Экскурсия с элементами лекционного занятия «Жизнь и творчество И.К. Айвазовского».
Творческая мастерская: рисунок акварелью на тему «Морской пейзаж». У мольберта: Валентина Филипповна Козлова – член Союза художников России, заслуженный художник РМ.

phoca_thumb_l_1_ phoca_thumb_l_2_ phoca_thumb_l_3_ phoca_thumb_l_4_

Занятие 6. «Мир мордовской деревни»

Экскурсия в Музее мордовской народной культуры.
Творческая мастерская: создание мордовской куклы-оберега. Занятие ведёт Наталья Николаевна Челмакина – научный сотрудник ММНК.

phoca_thumb_l_1_ phoca_thumb_l_2_ phoca_thumb_l_3_

Занятие 7. «Мы идём на ярмарку»

Экскурсия «Русские народныепромыслы»
Творческая мастерская: рисунок гуашью «Голубая Гжель». У мольберта: Гришина Светлана Николаевна – преподаватель ДХШ№1.

phoca_thumb_l_4_ phoca_thumb_l_5_ phoca_thumb_l_6_

Праздничный детский вернисаж «Шедевры музея глазами детей»

Место проведения: Главное здание музея, лекционный зал.
Время проведения: 13 мая 2010 года, 15-30.
Участники: воспитанники приюта «Надежда», социальные педагоги, художники, сотрудники музея.

phoca_thumb_l_1 phoca_thumb_l_2 phoca_thumb_l_3 phoca_thumb_l_4