К вопросу об атрибуции «Портрета Е.Л. Ховриной» И.К. Макарова | Мордовский музей имени С.Д. Эрьзи

Атрибуция

Дмитриева Т.Г., ст. н. с. отдела изофондов Государственного музея А.С. Пушкина

  Жизнь и творчество И.К. Макарова тесно связаны с Пензенской землей. В юные годы с отцом он участвовал в создании живописного убранства Церкви Спаса Нерукотворного дворян Саловых в селе Никольском. В 1850-1851 годах отец и сын Макаровы вновь работают в Пензе: «8 сентября 1851 года праздник Рождества Пресвятой Богородицы в Пензе ознаменовался еще одним выдающимся событием — «духовным торжеством матери пензенских церквей», как назвал освящение обновленного Спасского кафедрального собора Преосвященный Амвросий. На следующий день в соборе состоялось освящение придела во имя Успения Божией Матери. Тем самым был подведен итог начавшихся в июле 1850 года работ, в ходе которых стены второго этажа собора покрылись живописными изображениями, выполненными на сюжеты Священного Писания. В восьмидесяти картинах по мере продвижения к алтарю последовательно разворачивалась перед посетителями вся библейская история Ветхого и Нового Завета. Настенную живопись выполнила бригада учеников Саранской школы живописи во главе с ее руководителем Кузьмой Александровичем Макаровым. Особым мастерством отличались росписи его старшего сына, будущего академика живописи Ивана Кузьмича Макарова, заново переписавшего и отреставрировавшего многие из них в 1880-е годы». (1)

   В 1852 году в Пензе открылась возобновленная школа живописи К.А. Макарова, и жизнь большой семьи художников оказалась связана с Пензенской губернией. 21 июля 1863 года в Александровской церкви города Пензы состоялось венчание Ивана Кузьмича Макарова с Ольгой Николаевной Мясоедовой, дочерью чиновника канцелярии пензенского губернатора В.П. Александровского. Поручителями жениха были ротмистр в отставке, мировой посредник Леонид Николаевич Ховрин и декабрист Иван Николаевич Горсткин. Вероятно, в том же году художник выполнил портрет госпожи Ховриной, хранящийся теперь в Пензенской картиной галерее как изображение Е.Л. Ховриной. В некоторых изданиях она проходит как Елизавета Леонидовна Ховрина. (2) Имя госпожи Ховриной требует уточнения.

   Портрет работы И.К. Макарова по прическе, платью и стилистике датируется концом 1850-х — началом 1860-х годов. Следовательно, Елизавета Леонидовна Ховрина, родившаяся в 1862 году, не может быть изображена на этом портрете. Вероятно, это портрет ее матери Евдокии Любимовны Ховриной, рожденной княжны Енгалычевой (1833-1895), жены Л.Н. Ховрина. Возраст дамы, изображенной на портрете работы И.К. Макарова, соответствует возрасту Е.Л. Ховриной (около 30 лет). Княжна Евдокия Енгалычева — дочь князя Любима Андреевича Енгалычева, полковника в отставке, помещика Керенского уезда Пензенской губернии (отец пятерых дочерей, в конце 1840-х — начале 1850-х окончивших московское училище ордена Св. Екатерины). Около 1850-го года вышла замуж за Леонида Николаевича Ховрина (1825-1865).

 

Примечания.

  1. Дворжанский А.И. История Пензенской епархии. Книга I. Исторический очерк. 1799-1999. — Пенза, 1999.
  2. И.К. Макаров. Альбом. Составители Елисеева Т.В., Баранова М.Н., Ионова В.С. – Саранск. 2002.

123 123123

1. И.К. Макаров. Портрет Е.Л. Ховриной. 1863 (?)

2. Портрет Л.Н. Ховрина. Сборник биография кавалергардов. Том 4

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ