Н.С. Осянина, искусствовед, заведующая отделом музейной педагогики МРМИИ ИМ. С.Д. Эрьзи. Большие победы маленькой женщины | Мордовский музей имени С.Д. Эрьзи

Публикации

Шерше ля фам

Изобразительное искусство не делится по гендерному признаку. И всё-таки на протяжении веков оно было преимущественно мужским. Лишь в XIX веке женщины стали завоёвывать выставочные залы. В России это привело к тому, что в 1882 году в Петербурге был основан «Первый дамский художественный кружок» — как благотворительное объединение женщин-художниц и любительниц искусства, принадлежащих к высшему свету. (1) А  в 1908 году искусствовед Ольга Георгиевна Базанкур впервые прочитала лекцию «Русская женщина в искусстве», в которой проанализировала творчество женщин-художниц. (2)

В изобразительном искусстве Мордовии  женщин всегда было немного.  В 1930-1940-е  начала выставляться Л.П. Белкина, поздне – Л.С. Трембачевская-Шанина, Е.М.  Шалаева, Г.Г. Стэпан, В.Ф. Козлова; в 1990-е — О.П. Елистратова, Т.А. Орлова-Булычёва, Л.Н. Колчанова. В XXI веке маятник заметно качнулся на женскую половину и в Союз художников вступили Е.В. Колмакова, С.В. Нестерова, О.В. Шабалина. Сейчас в Союзе (с учётом искусствоведов и прикладников) женщин уже добрая половина. Как результат —  первая женщина – председатель Союза, Л.Н. Нарбекова, избранная на эту должность в 2017 году.  На этой волне в художественную жизнь Мордовии со своими живописными и графическими произведениями влилась Оксана Александровна Рощина-Егорова. В 2017 году художница отметила  «ягодный» юбилей и представила большую отчётную выставку в музее им. С.Д. Эрьзи. С детских лет она знала о том, что будет художницей, и в то же время  жизнь преподносила такие испытания и искушения, которые закрывали дорогу к творчеству, уводили от искусства. Нужно было многое пережить и передумать, прежде чем примерить на себя «венец красоты». (3)

Девочка со Светотехстроя

Оксана из простой  семьи, где художников не было: отец – рабочий, мама – бухгалтер. Типичная советская ячейка общества, живущая на Светотехстрое. Одно отличало Оксану  от других девочек: рядом всегда была сестра-близняшка Алёна. Они были неразлучны, им никогда не было скучно. Сближали общие увлечения, каждая ощущала плечо сестры, бескорыстную поддержку. Родители, любившие музыку, мечтали и дочек приобщить к этому искусству: в первом классе определили в музыкальную школу, купили скрипку и пианино, что для семейного бюджета  было непросто. Однако через год девочки твёрдо заявили, что музыкой больше заниматься не будут, а хотят ходить в «художку». Честь и хвала родителям – Александру Петровичу и Раисе Михайловне, которые поняли, что это, скорее всего, не детский каприз. Девочки всегда охотно рисовали, не считая минут. Чего нельзя было сказать о музыкальных инструментах, общение с которыми было «от сих до сих». Самостоятельность, помноженная на трудолюбие, давали хорошие результаты – девочки с первого класса были отличницами, и не считаться с их желаниями было опасно, можно было «отбить» тягу к  учёбе вообще. Так в  жизнь сестёр вошла детская художественная школа №2, которую Оксана вспоминает добрым словом. Эта была первая победа на творческом пути,  которую, конечно же, Оксана не осознавала таковой. Она вспоминает  педагогов, развивших художественные способности у сестёр. Их было много, но особенно запомнились уроки В.Б. Ламкова и В.А. Лычёва. Талантливых девочек заметили и посоветовали продолжить художественное образование: «Если сестры Егоровы не пойдут в училище, то кому же там учиться?!»  С отличием закончив 8 классов и получив свидетельство об окончании художественной школы, Оксана и Алёна подают документы в Саранское художественное училище. В тот год не было приёма на живописное отделение, поэтому девочки решили поступать на оформительское. Оксана поступила, а сестра не прошла по баллам и ей предложили учиться на прикладном. Впервые судьба их развела, пусть недалеко друг от друга, но всё-таки программы обучения были разными, другими были задания, педагоги и одногрупники. В училище каждая встретила свою первую  любовь, как казалась тогда, на всю жизнь. С разницей в месяц состоялись две свадьбы. У каждой появился свой дом и семья.  Природа наделила Оксану и Алёну одинаковыми генотипами, поэтому они очень похожи друг на друга внешне, обладают схожими чертами характера и при наличии у каждой собственной судьбы,  биографии у них тоже схожи. В этой паре ведущая Оксана, пусть ненамного, на один шаг, она всегда шла впереди, прокладывая дорогу сестре.

Училище, как и школу, Оксана закончила на «отлично», а диплом защитила не просто на «пять», а  на «пять с похвалой». Для выпускной работы они с руководителем  А.И. Коровиным, выбрали иллюстрации к детской книге стихов Анатолия Инчина «Сосульки-висюльки». К тому времени у Оксаны уже был успешный опыт работы в книжной графике. На третьем курсе она выполнила иллюстрации к книге Якова Пинясова «Хвостатый хвастунишка», которую в 1991 году напечатало Мордовское книжное издательство. Члены дипломной комиссии были единодушны во мнении, что Оксана должна продолжить обучение в художественном институте.  Но о высшем образовании ей совсем не хотелось думать – она готовилась стать мамой.

Этот счастливый для всякой женщины период пришёлся на перестроечные девяностые с их безденежьем и нестабильностью. Начались проблемы в молодой семье, и Оксана ушла от мужа. Чтобы выжить, работала продавцом, а затем организовала собственное дело, которое требовало специальных знаний. Поэтому Оксана поступила в университет на экономический факультет и всё-таки получила высшее образование. Устоявшийся ход жизни был прерван страшной трагедией – гибелью семилетнего сына. От отчаяния спасла любовь и поддержка нового мужа, рождение второго сына. Оксана погрузилась в семейные заботы и радости, оставив бизнес, не думая о творчестве. Однако обилие свободного времени противопоказано деятельной натуре Оксаны. Заметив скуку в глазах жены, муж – Юрий Рощин, настоятельно посоветовал вернуться к творчеству, нашёл квартиру под мастерскую, обеспечил всем необходимым. Спустя 17 лет после окончания училища Оксана, обогащённая жизненным опытом, вновь встала к мольберту. Эта была серьёзная победа над обстоятельствами. Теперь уже — победа осмысленная и желанная. Первой картиной стал портрет погибшего сына Ивана. А далее из глубин её души, как из чистейшего родника, образовался поток художественных образов. Изголодавшаяся по искусству художница работала быстро, без устали. А вслед за ней к карандашу и кисти вернулась Алёна. Они снова были вместе в своей родной  стихии, поддерживая, советуясь, споря, радуясь успехам друг друга.

Стоит только удивляться тому, какие замысловатые узоры выводит судьба или Божий промысел! В 2011 году Оксана одержала ещё одну победу: утвердилась в республиканском художественном сообществе, став членом Союза художников России. И это несмотря на многочисленные преграды, искусственно возведённые некоторыми коллегами на её пути. В 2014 году она пришла в родное училище преподавателем живописи. Так её творческая натура обрела для реализации потенциала устойчивые формы деятельности, а линия жизни – ясные очертания.

«Талант зреет в тиши…»

Иоганн Гёте сказал: «Талант зреет в тиши, характер закаляется в бурях жизни». Характера Оксане не занимать. Эта хрупкая на вид, миниатюрная женщина обладает силой воли, интеллектом, ясным умом и удивительным трудолюбием. Именно характер позволил окрепнуть таланту, и в 2009 году художница впервые показала свои работы на  выставках. К сегодняшнему дню в её творческом багаже более сорока выставок разного уровня: городских, республиканских, всероссийских. «Безвременное касание»  — первая персональная выставка Оксаны Рощиной-Егоровой в нашем музее. «Я забываю о времени, когда беру в руки карандаш или кисть», — говорит автор, подчёркивая значимость и место творчества в своей жизни. Данную выставку она приурочила  к 45-летию со дня рождения, и лучшего подарка к юбилею вряд ли можно было придумать.

Оксана – универсальный художник: работает во всех жанрах живописи, прекрасно владеет различными техниками оригинальной графики, имеет опыт книжной иллюстрации, пишет иконы и занимается дизайном. Своим главным учителем в творчестве Оксана считает природу, поэтому не устаёт работать на этюдах, постоянно делать зарисовки, вглядываться в лица людей, изучать ландшафты. Работам, выполненным с натуры, присуща свежесть этюда, лёгкость живописного мазка и эскизность формы. Она умеет видеть и восхищаться красотой натуры, воспринимая её поэтически. Это проявляется в нежности красок,  мягкости линий, выборе сюжетов и названий произведений. Чаще лирические, а  иногда  элегические ноты звучат в работах мастера.     Автор избегает чего-либо экстравагантного или надуманного; подобные мотивы (портреты, природа в разные времена года, цветы, дары сада и огорода, домашние животные) встречаются в творчестве многих художников, и всё-таки Оксане удаётся внести своё видение натуры и методов достижения гармонии на холсте. В этом заключена  неисчерпаемая сила реалистического искусства!  «Природная форма, цвет, музыка ритма бесконечно разнообразна. Им свойственна неповторимость и не повторяемость <…> Однако богатство натуры проявляется не только в разнообразии, но и в гармоничном единстве: бесконечные изгибы формы объединяет великий композитор – ритм, а бесчисленные вариации цвета гениальный живописец – солнечный цвет!» (4) В палитре  художницы преобладают тёплые тона: Оксана любит открытый желтый и оранжевый, все оттенки охры. Трепетную теплоту жизни подчёркивает выбором солнечных цветов для натюрмортов – нарциссов или подсолнухов, оранжевых листьев  в осенних пейзажах, пятен солнечного света на плоскости стола или стены.

Художницу притягивают деревянные старые постройки – дома, сараи, заборы, колодцы. Главная черта работ с подобными мотивами – свежесть первого впечатления, схваченного в быстром живописном наброске и глубокий нравственный подтекст. Благодаря таланту и доброму чувству автора, образы наполняются светом, радостью жизни; ветхость уходит на второй план, преобразуется в  одухотворённую старину. Как тут не вспомнить слова П.М. Третьякова, обращённые к художникам-передвижникам: «Мне не нужно ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения, никаких чудес, дайте мне хоть лужу грязную, да чтобы в ней правда была, поэзия, а поэзия во всем может быть, это дело художника». (5)

Оксана успешно работает в портретном жанре, создавая интимные портреты близких и знакомых людей, портреты-картины своих коллег-художников, раскрывая род их занятий через предметный мир. Всякий раз автору удаётся добиться и внешнего сходства, и психологической характеристики своих моделей. Так, в семейном портрете с поэтическим названием «Задержалась бы весна…» (2014) Оксана наделяет героев ощущением душевной гармонии, взаимной любви, которую семейная пара пронесла сквозь годы, а в детском портрете «Девочка с голубыми глазами» (2012) художница мастерски передаёт детскую восторженность и искренность. Особое место в этой серии занимают портреты родителей и сына. Красавица-мама изображена молодой («В память о маме» (2009). Её одежда и причёска из эпохи семидесятых, техника исполнения портрета (рисунок углём на желтоватой бумаге) подчёркивают  ностальгические воспоминания Оксаны о  добром времени счастливого детства. В ином ключе выполнен портрет отца. Уже само название картины  — «Ты воздух мой» (2017) говорит о степени духовной связи дочери с отцом и тяжести потери близкого человека (Александр Петрович ушёл из жизни в начале 2017 года). Сын Оксаны с раннего детства серьёзно увлечён компьютерными технологиями, рисовать  не любит, а мама доверяет ему и позволяет сделать собственный выбор в жизни, помня о том, что и  ей когда-то родители поверили. В портрете «Сыночек» (2010) мальчик изображён в профиль за компьютером, лицо серьёзно, всё внимание сосредоточено на экране. Сейчас сын —  уже взрослый юноша, радость и смысл жизни Оксаны.

Будучи городской девочкой,  Оксана любила бывать в деревне у родственников в Ромодановском районе. С годами душевная привязанность к природе только усилилась, оформилась в  потребность, которая подвигла приобрести собственный дом в темниковском лесном краю, где мало цивилизации, но много чистого хвойного воздуха, озёр с прозрачной водой, искренних людей,  покосившихся заборов и старых колодцев, а также гусей, кур, кошек и собак.  «Зверьё моё!» — так может ласково сказать Оксана о серии картин, где главными героями являются братья наши меньшие: статные красавцы-петухи, породистые серые гуси, забавно-шаловливые котята и щенки. Сколько в этих работах женской теплоты и нежности, сентиментальности в хорошем смысле этого слова! Автор утверждает культ частной жизни, в которой есть место повседневным впечатлениям, естественным для человека чувствам. Так, включение мамы-кошки с тремя прелестными котятами  в композицию  жанровой картины «Я всегда буду рядом» (2013-2016), рассказывающей о молодой женщине, ожидающей ребёнка, позволило усилить эмоциональную составляющую художественного образа и вызвать у зрителя не только сопереживание, но и умиление. Тем самым Оксана ещё раз подчеркнула, что в основу мировосприятия она ставит чувства, а не разум.

Близость к природе помогает художнице восстановить душевные силы; в тишине на берегу реки хорошо обдумываются сложные жизненные ситуации или новые творческие замыслы, когда единственным объектом внимания остаётся … поплавок на поверхности воды. Оксана – рыболов с многолетним стажем и это увлечение отражено в  картинах «Счастливое одиночество» (2016), «Стаи мыслей проплывают» (2015).

Для художественного познания действительности  она использует и такой жанр, как  натюрморт. В скромных цветочных композициях («Натюрморт с полевыми цветами»,(2013), «Букет тюльпанов», (2013), призванных радовать глаз, автор раскрывает тихую красоту и богатство растительных форм природы, причём, отказавшись от подробных материальных характеристик, предпочтение отдаёт легко наносимым цветовым пятнам. Гимном плодородию земли и человеческому труду выступает картина «Урожай» (2010); глубокий философский подтекст у натюрмортов «Накануне Пасхи» (2010) и «Гранат» (2013), в которых отражены  вечные христианские истины о возрождении и бессмертии.

Рассматривая в целом живописный раздел выставки, следует отметить активные  поиски автора в области цвета и композиции, которые порою приводят к декоративизму, берущему своё начало в базовом образовании художницы – оформительском. Поэтому более цельно, на мой взгляд, смотрится графическая часть экспозиции. В графике Оксана не отказывается от цвета как одного из выразительных средств, но вводит его весьма деликатно, с большим вкусом. Наряду с пластичной линией, острым штрихом, тщательно выверенной композицией цвет позволяет создать яркие художественные образы. В станковой графике художница отдаёт предпочтение смешанной технике, когда сначала выполняется  рисунок карандашом, углём, гелевой ручкой, а затем уже добавляется акварель, пастель или соус. Сочетание нескольких художественных материалов обогащает тональную и цветовую гамму рисунка.

В графических работах Оксана способна раскрыть серьёзные нравственные принципы. Например, в серии «Живой, пока отдаёшь… Колодцы» она размышляет о смысле человеческой жизни, прибегая к ассоциативному приёму: пока колодцем пользуются — в нём свежая вода, так и человек востребован, пока отдаёт душевное тепло, не жалеет себя.

Напомню, что первый творческий успех  художницы связан с книжной графикой. В экспозицию персональной выставки вошла та самая детская книга Я. Пинясова «Хвостатый хвастунишка», которая была издана в далёком 1991 году, а также оригинальные иллюстрации к ней,  счастливо сохранившиеся в мастерской Оксаны.

Всего на  выставке были показаны  более  восьмидесяти произведений, которые позволили  посетителям музея составить представление о многогранном таланте Оксаны Рощиной-Егоровой. Подготовка к ней шла последние полгода, когда уже не было рядом надёжного плеча отца, умершего от тяжёлой болезни, не было профессиональной поддержки сестры-коллеги, оборвавшей родственную  нить.  Есть скандинавская поговорка, пригодная для  девиза всей жизни Оксаны: «Северный ветер создал викингов». Выставка стала ещё одной  её яркой  победой.

Н.С. Осянина, искусствовед, куратор выставки

Примечания.

  1. Северюхин Д.Я. Старый художественный Петербург. – С.-П. 2008. – С. 344-349.
  2. Там же.
  3. Немецкий поэт Иоганнес Бехер так написал о жизни человека:

«Красиво жить» — не просто звук пустой.

Лишь тот, кто в мире красоту умножил

Трудом, борьбой – тот жизнь красиво прожил,

Воистину увенчан красотой!

  1. Соколова Н.Д. Диалоги с натурой. – СПб.2011. – С.8
  2. А. Саврасов. Из собрания ГТГ. Альбом. Автор-составитель В.А. Петров. – М. 1986. – С.30.
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ