Н.В. Белова, главный хранитель. Мелодия души | Мордовский музей имени С.Д. Эрьзи

Публикации

Родился Руслан 31 мая в 1979 году в Саранске в семье известного в Мордовии живописца – Малика Нетфулловича Ямбушева. Творческая атмосфера в доме разбудила у Руслана ранний интерес к рисованию. Еще совсем маленьким мальчиком он много времени проводил с отцом в мастерской, наблюдал за «таинством происходящего» — творческим процессом. Естественно, первым учителем рисования был отец и первые уроки проходили  за мольбертом в его мастерской. Может быть, сначала и не совсем  осознанно – просто было интересно.

По наставлению отца в двенадцатилетнем возрасте Руслан был отдан на обучение в детскую художественную школу. Учился у В.Г. Шалдыбина и К.В. Попкова. Закончив 9 классов общеобразовательной школы, в 1994 году  поступил в Саранское художественное училище на живописно–педагогическое отделение. Обучался живописному мастерству у В.П. Шадрина и Н.Т. Арбузова. В 2001 году он становится студентом Московского государственного академического художественного института им. В.И.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         Сурикова. Учится у Павла Федоровича Никонова – яркой, легендарной личности в отечественном изобразительном искусстве, художника–шестидесятника, одного из родоначальников «сурового стиля».

Студентом Суриковского института Руслан Ямбушев ездил на пленэрную практику по русскому северу – Феропонтово, Великий Устюг. Атмосфера этих мест оставила неизгладимое впечатление в душе молодого человека и  отпечаток в живописных произведениях студенческой поры. Будущий художник был впечатлен особенной красотой, темпераментностью, эмоциональностью северных пейзажей суровой русской природы.

Именно здесь он впервые познакомился с техникой «энкаустика», в которой можно создавать  потрясающие картины с необычными эффектами. Серия северных произведений, выполненная в этой технике, отличается объемной светотеневой моделировкой форм, особым жинеподобием и яркостью образов. Одна из  работ, выполненная в этой сложной технике бережно хранится в мастерской у живописца, как память о том времени и работе с большим мастером.

Пейзаж не случайно по сей день занимает лидирующее место в творчестве художника. С детства воспитанный на пленэре, выезжавший на природу вместе с отцом и дядей – известными в республике живописцами, он целенаправленно, каждый удобный момент посвящает общению с природой, пишет  этюды. Руслан Ямбушев  –  мастер лирического пейзажа. Действительно, камерный характер его произведений удивительным образом передает всю гамму чувств. При этом в его картинах отсутствует манерность, искусственность, фальшивость. Природа для художника – чудесный мир, поэтический и одухотворенный. Являясь приверженцем школы русской реалистической живописи, Руслан воспринимает природу душой поэта–лирика и нашел, по образному выражения А. Бенуа, «чисто русский стиль пейзажа».

Художник любит писать разное состояние суток: рассвет, раннее утро, полуденный летний зной, вечерние сумерки — особенно закатное небо; природные явления – ветер, дождь, радугу; состояние природы перед грозой, после дождя; все времена года, но с особой страстью — переходные состояния природы.

Многочисленное художественное наследие живописца составляют изображения  незатейливых мест – овражки вдоль речушки, дорога в поле, опушка леса, окраина села, деревенские улицы. Его пейзажи наполнены особой пластической и эмоциональной интонацией, созвучной настроению автора.

Много произведений Руслана посвящено родному краю. Он путешествует по всей Мордовии, выезжает за ее пределы, запечатлевает красоты «малой родины» и соседних регионов. Серия этюдов выполнена на Волге в Чебоксарах, в Сурских местах, много работ посвящено селу Сабаево, Подлесной Тавле и Большому Вьясу. Сильное впечатление оставила поездка в заповедник им. П.Г. Смидовича в Темниковском районе Мордовии, где особенно вдохновили художника сосновые и широколиственные «муромские леса». Даже когда он едет отдыхать с семьей,  всегда берет с собой походный этюдник. Так была написана серия «Абхазских пейзажей».

Во многих работах Руслан Ямбушев от обобщенного образа родного края обращается к конкретике мотивов «малой родины». Последние годы он активно работает над национальной тематикой – создает серию работ «Татарское село», которые посвящает малой родине своего отца – Татарская Тавла.

Один из излюбленных сюжетов в творчестве живописца – старая деревня. Он неравнодушен к этой теме, потому что детство его связано с деревней —  здесь он вырос, здесь же родилась его мечта и на просторах родной земли закладывался фундамент его творческого облика; деревня стала местом отдохновения, где он черпает силы и обновляется душой. Художника очень волнует тема умирающих деревень и простых людей, живущих в них. Однако работы данной — серии скорее ностальгия по «босоногому» детству, но не хроника умирающей деревни – это просто попытка остановить время,  живописными средствами рассказать о жизни, уходящей в вечность.

С 1996 года молодой художник вместе с отцом начал работать над серией произведений, посвященных Саранску. Увлеченно пишет укромные уголоки и улочки со старыми деревянными домиками — особенно любит улицу Кавказскую; центральные городские улицы с постройками сталинской эпохи; силуэты храмов и домов, перекликающихся с «новостройками» — создает своеобразную историческую летопись родного города. Руслан вдохновляется городскими пейзажами 30–х–50–х годов. Художника волнует и притягивает магия старого города. Он создает серию работ, используя архивный  фотоматериал, но не просто слепо копируя со старых  фотографий, а реализуя в работе свое живописное «я». В сериях работ «Саранск», «Старый Саранск», он представляет окружающую действительность с четкой достоверностью, оживляет ее, привнося в картину собственные эмоции и настроение.

Пишет Руслан Ямбушев и натюрморты, хотя не часто обращается к этому очень распространенному в наше время жанру. Хрупкая и недолговечная красота обычных полевых и садовых цветов – основной мотив картин Руслана, в которых он не только решает живописные задачи, но и передает свое настроение («Пионы», «Сирень», «Ирисы»). Уделяет внимание портрету и жанровым композициям, занимается монументальными росписями.

Руслан является активным участником многочисленных художественных выставок.  С 2010 года — член Союаз художников Мордовии, с 2011 – Союза художников Москвы.

Произведения Руслана Ямбушева необычайно искренни. В них художник раскрывает свою душу и живописное мастерство.

 

Куратор выставки – главный хранитель Надежда   Белова

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ