Изобразительный мир Олеси Филипени. К выставке «Поэзия живописи» (17.01.19 – 10.02.19) | Мордовский музей имени С.Д. Эрьзи

Публикации

Выставка под названием «Поэзия живописи», придуманным художником, имела, на первый взгляд, мало общего с поэзией образа; напротив, даже изображение на афише [1] акцентирует внимание на стороне жизни прозаической. Ожидая тонких, лиричных полотен, овеянных романтикой, зритель пребывает в некоторой растерянности: академическая строгость композиции, резкость фигур, словно вырезанных ножницами по контуру, декоративность цветовых решений, гладкая холодноватая фактура полотен не способствуют формированию поэтического видения. Однако с первого взгляда улавливается неизменная нотка экзотичности, которая делает автора узнаваемым.

Природа экзотичности лежит в плоскости индивидуально-авторского ощущения предмета. На открытии выставки 17 января 2019 года художник в своем выступлении признала, что не любит современные вещи. Ее привлекают вещи старинные, а скорее сказать, уникальные, своего рода – штучный товар. Показательны натюрморты «Натюрморт с маской» (2009), «Натюрморт с ракушками» (2018), которые задумывались автором как диптих с идентичной композицией, но полярными поисками колористической гармонии. Среди предметов – маски, привезенные дядей художницы из поездки по Африке. Они рождают в сознании автора, а затем на полотне два параллельных текстурных мира. Один – шероховатый как дуновение иссушающего ветра; кажется, плетеная ваза с сухими травами, головки мака вот-вот могут рассыпаться от прикосновения и превратиться в песок; звенящая струя голубого стекла как глоток воды довершает образ оазиса, застывшего во времени и пространстве. Другой – гладкий, полированный, где каждый предмет: тяжелая атласная ткань, деревянные фигурки, ракушки и перламутр – сияет холодным отстраненным блеском. Два мира, запечатанные художником под вакуумом, безжизненные снаружи, но наполненные движением внутри. Разделенные почти десятилетием, работы вызывают вопросы в датировке. Так, на обороте второй картины значится 2018 год, тогда как репродукция самой картины воспроизведена в буклете Art studio Family (совместная выставка Р. М. Каримовой, В. М. Филипени, О. В. Филипени с похожим названием Family проходила в Государственной думе Российской Федерации в 2003 году).

Проблема датировки касается работ «Портрет матери» (2007), «Посвящается отцам» (2008), представленных в том же буклете. Последнее произведение появляется в авторских записях под названием «Военный натюрморт» (2003). Относящееся к жанру натюрморта, это произведение также можно отнести к тематической картине, посвященной памяти военных лет. Посвящение это носит не только метафорический характер. Оно соткано из вещей, принадлежавших разным поколениям семьи: подлинные фотографии предков со стороны отца – с левой стороны и предков матери – с правой, матовые, выцветшие от времени; крепкий деревянный сундучок, покрытый полотенцем ручной работы; его выткала родственница отца, и даже свозь полотно чувствуется ажурная мягкость крючка; дедушкин китель – тоже аутентичный, с индивидуальным номером – его же портфель, чехол и фляжка; их кожаную потертость ощущаешь физически; ружье, подаренное художнице… При внешней отстранённости, характерной для художника, полотно удивительно сентиментально.

Тематически близок к этой работе портрет «Карима апа» (2017), являющийся правой частью казацкого триптиха (экспонируется и как самостоятельное произведение). На полотне изображена двоюродная бабушка художницы из Оренбуржья. Портрет написан с натуры, просто, лаконично, в достойной цветовой гамме. Предметы интерьера не перегружают полотно, а формируют ту естественную среду, в которой живет труженица тыла. Вместе с тем она словно застывший символ своего поколения, сошедший с одной из фотографий.

Художник сознательно останавливает ход времени, чтобы подчеркнуть характер вещи, которая является носителем непреходящих ценностей. Полотно «Мордовские невесты» примечательно тем, что наряды девушек – не стилизация, а подлинное воспроизведение одежды, поэтому на оборотной стороне работы указано, что изображены эрзянка, мокшанка и шокшанка. Олеся Филипеня внимательно изучала особенности мордовского национального костюма по музейным коллекциям и специальной литературе. Вполне оправданным становится декоративное решение картины. Зритель может рассмотреть каждую деталь, как в галерее. Однако деталировка несет также и образную нагрузку: звенящие монеты, сверкающий бисер и ракушки, колышущиеся на ветру пух и бахрома словно вторят богатству окружающего мира, а геометрические узоры на ткани усиливают магию соединения человека и природных стихий.

Что касается пейзажей О. В. Филипени, большинство из них – этюды, написанные под впечатлением от пленэрных поездок по России. Этот опыт дал художнику живописную легкость, лиричность, светоносность. Работа «Донские просторы» (2018) создает иллюзию того, что зритель свободно парит по безграничному пространству, и ощущение это могло бы усилиться при выборе художником большего размера холста.

Творчество Олеси Филипени – отражение окружающего мира в русле реалистической традиции. Мира, в котором все предметы живут по своим законам. Художник, выбрав столь противоречивое название, инстинктивно угадала и представила на суд зрителя сильную сторону своего творчества – умение видеть природу вещей. Природу, более поэтичную, чем это представляется на первый взгляд.

 

Старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела,

куратор выставки Екатерина Кондрашкина

Примечания:

[1] Афиша к выставке выполнена художником. Изображен «Казацкий натюрморт», 2017, оргалит, масло. После завершения выставки натюрморт в качестве дара вошел в коллекцию Мордовского республиканского музея изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи (далее – МРМИИ им. С. Д. Эрьзи).

1. Афиша. Фотография из коллекции научно-исследовательского отдела МРМИИ им. С. Д. Эрьзи 2. Натюрморт с маской. 2009. Холст, масло. Из коллекции О. В. Филипени 3. Натюрморт с ракушками. 2018. Холст, масло. Из коллекции О. В. Филипени 221

5. Посвящается отцам. 2008. Холст, масло. Из колекции О. В. Филипени 6. Карима апа. 2017. Холст, масло. Из коллекции О. В. Филипени 7. Мордовские невесты. 2004. Холст, темпера. Из коллекции О. В. Филипени 8. Донские просторы. 2018. Холст, масло. Из коллекции О. В. Филипени

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ