Н.В. Белова, науч. сотр. отдела учета и хранения. «Ребусы. MADE IN DEUTSCHLAND.» | Мордовский музей имени С.Д. Эрьзи

Публикации

Очень долго фотографию игнорировали

искусство. Художники и искусствоведы

считали, что это всего лишь механический

процесс, и не более. Но фотография

стремительно продолжает свое развитие в

современном мире. Высокотехнологичное

оборудование и свобода творческого полета

помогают фотохудожникам ярко выражать

свои мысли, эмоции, настроения и создавать

поистине художественные произведения.

Теперь мало кто сомневается, что фотография

– это искусство, безграничная среда для

реализации творческого потенциала.

 АФИША

 

 

11 декабря 2015 года в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи состоялось открытие выставки Юлии Векслер – Ребусы. MADE IN DEUTSCHLAND.

Несмотря на активную выставочную деятельность автора в Германии, выставка в России экспонируется впервые. Это дебют фотохудожника на родине.

Юлия Векслер (Карпенко) – интересный и креативный современный фотохудожник

Она родилась в 1976 году в Саранске. Начала интересоваться фотографией с раннего детства, благодаря папиному увлечению фотосъемкой. Сама снимать начала лет с семи–восьми. Фотографировала и печатала самостоятельно, а папе поручала самое ответственное занятие – проявку пленки. Детское увлечение не покидало Юлию даже тогда, когда она занималась в художественной школе и различных творческих кружках (лепки, рисования и резьбы по дереву). В 1996 году закончила Саранское художественное училище, где постигала тайны декоративно–прикладного мастерства у талантливых педагогов – Л.Н. Колчановой и Л.М. Острась. Натуре увлеченной и разносторонней, нестандартно мыслящей, было тесно в стенах учебного заведения. Фотография дала возможность дополнительного самовыражения. Еще студенткой училища Юлия получила в подарок фотоувеличитель. «И тут понеслось…». Конечно, более серьезно все началось с появлением цифровой фотокамеры: давнее детское увлечение обрело «второе дыхание», и Юлия до сих пор не может «надышаться» — получает огромное удовольствие от процесса.

С 2004 года Юлия Векслер живет и работает в Германии, продолжает заниматься фотографией: «Я просто снимаю ВСЕ… Именно так и называлась моя первая выставка – «Все» (Alles) в 2012 году». Тогда Юлия серьезно задумалась о профессиональном образовании. Обучалась в галерее «Imago Fotokunst» у знаменитых фотохудожников Матиаса Рихтера и Андреаса Роста. Мастер Андреас Рост высоко оценил талант своей ученицы, удостоив ее высоким сравнением с великим фотохудожником Анри Картье–Брессоном.

Сегодня Юлия Векслер – официальный фотограф администрации города Потсдама, так же принимает участие в различных социальных проектах. С 2012 года активно экспонируется на фотовыставках: «Alles» (2012) в галерее Imago Fotokunst в Берлине, «The space of versions» (2013) в рамках совместного фотопроекта «Wirklich» в Берлине, «Produktive Köpfe» (2013) – персональная выставка в рамках проекта «Ночь искусств» в Потсдаме, «Es war einmal in der stadt» (2014) в Потсдаме, «Über nacht» (2014) в Штральзунде, «Stillleben» (2014 – 2015) в Потсдаме.

Юлии Векслер подвластны все жанры фотоискусства. Ее фотоработы находятся вне пределов обычных категорий. Она наглядно доказывает, что стоит лишь изменить ракурс, и заурядные вещи превращаются в нечто необычное. Цель выставки не эпатировать, а расположить зрителя к философскому размышлению. Неслучайно автор дает название своей выставки – РЕБУСЫ. MADE IN DEUTSCHLAND.

     «Ребус» – в переводе с латыни означает «не словами, а вещами» – это задача, в которой картинками зашифровано слово. Теперь «ребус» нередко можно увидеть и в другом контексте, когда говорят о чем–то загадочном и неизведанном. Это выставка визуализаций, выставка–путешествие. Стоит только сделать шаг к первому фото…

В портфолио фотохудожника сегодня – многочисленные концептуальные серии, среди которых и портрет, и натюрморт, и пейзаж. Автор охотно экспериментирует в постановочной фотографии с сюжетами и историей. Она требовательна к себе, поэтому много работает и оттачивает свое профессиональное мастерство.

На создание серии «Потсдамские пейзажи» Юлию вдохновила архитектура теперь уже родного города Потсдама. Она словно размывает строения в контексте городской среды, указывает на уникальность каждого из них. Подчас в спешке человек не замечает вокруг себя удивительных вещей. Юлия Векслер предлагает своему зрителю ненадолго замедлить ход и спросить себя: кто жил в этих домах? Когда они построены? На что они похожи?

Игра слов определяет концепцию той или иной серии. Серия работ под названием «Produktive Köpfe» состоит из портретных коллажей, где фотохудожник прослеживает линию гармонии человеческих взаимоотношений и продуктов извне. Художественное фото позволяет фотографу быть художником, который может запечатлеть образ на снимке и добавить к нему любой фантазийный сюжет. С помощью художественной фотографии можно отправить человека в полет, надеть на героя несколько масок или вообще вписать в нереальную картину с философским смыслом. Так и делает фотохудожница Юлия Векслер.

В серии «TETE-A-TETE» она наблюдает за моделью, которая находится наедине с собой, и лишь камера запечатлевает «жизнь модели», ее эмоции, чувства и настроение.

Огромную популярность получила серия «The space of Versions», посвященная «пространству вариантов». «У каждого человека существует много вариантов в пространстве, и мы не знаем, есть ли возможность самим выбирать, решать и творить свою судьбу, либо сами пазлы судьбы складываются независимо от наших желаний», – такова концепция автора.

Чтобы проникнуться фотографией Юлии Векслер, один раз пройтись по залу, даже останавливаясь у каждой работы, недостаточно. Современный «АРТ» предлагает игру со зрителем, а значит – авторскую задумку следует погрызть, как орешек. И на название выставки необходимо обращать внимание, в первую очередь.

Как фотохудожник представил публике свое творчество – в хронологическом ли порядке, в виде ли коллажа, определенным ли расположением каждой фотографии на стене – все это РЕБУС для посетителя. Почему именно так, а не иначе – зритель волен трактовать по-своему.

 

 

 

 

Научный сотрудник отдела учета и хранения, куратор выставки – Белова Н.В.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ