Применение современных информационных технологий в популяризации музейной коллекции (по данным опроса посетителей музея им. С.Д. Эрьзи) | Мордовский музей имени С.Д. Эрьзи

Публикации

Современный человек постоянно находится в информационном пространстве, общаясь в социальных сетях, посещая интернет-сайты, используя средства мультимедиа. Логично, что музеи, в чьи важнейшие задачи входит популяризация культурного наследия, стали активно внедрять современные информационные технологии в свою повседневную деятельность для привлечения большего числа посетителей.

1234

В музее им. С.Д. Эрьзи наблюдается постепенный рост числа экскурсантов: за 3 квартала 2018 г. его уже посетили 47,7 тыс. человек (в 2016 г. – 52,8 тыс. человек; в 2017 – 62,4 тыс. чел.), что представляется неплохим показателем для такого небольшого региона, как Республика Мордовия. Для сравнения можно привести соотношение показателей численности населения в соседних регионах и посещения их главных художественных музеев за 2017 год:

- Республика Мордовия – 7,7%,

- Пензенская область – 6,5%,

- Ульяновская область – 5,9%,

- Чувашская Республика – 5,2%,

- Нижегородская область – 3,6%,

- Рязанская область – 6,2%1.

Актуален вопрос: в какой мере этот рост обусловлен применением современных информационных технологий?

В рамках проекта «От древних артефактов до современности. Дополненная реальность», реализуемого при поддержке грантовой программы Благотворительного фонда В. Потанина (2017-2018 гг., руководитель проекта – зав. отделом ДПИ МРМИИ им. С.Д. Эрьзи Н.Н. Челмакина) было проведено анкетирование среди посетителей нашего музея с целью выявления источников получения информации о музее, возможности использования мобильных устройств и средств мультимедиа для получения дополнительной информации об экспонатах. Было опрошено 100 человек — 38 мужчин и 62 женщины. Это соотношение, в общем, отразило как преобладание женщин в Республике Мордовия (на 1 января 2018 г. в гендерном составе населения 47% мужчин, 53% женщин), так и большую активность женщин в посещении учреждений культуры. Общее число опрошенных (100 человек) позволяет по ответам, выраженным в абсолютных показателях, одновременно определять их относительный уровень в процентах.

В ходе исследования были получены следующие данные: самую многочисленную категорию посетителей составили молодые люди в возрасте от 18 до 29 лет – 32 чел., причем большинство из них женщины — 23, мужчин лишь 9; следующей по численности была группа от 30 до 49 лет – 30 чел., (17 женщин и 13 мужчин); наконец, 17 лет и моложе – 23 чел. (13 женщин и 10 мужчин). 50-64 и 65 и старше – 10 и 5 соответственно (5 и 4 женщины, 5 и 1 мужчина). Сразу же следует отметить немногочисленность посетителей старшего возраста, преимущественно пенсионеров, которые в Западной Европе, США, Японии и других развитых странах, составляют чуть ли не основной контингент экскурсантов в музеях.

На вопрос «Используете ли Вы мобильное устройство для получения дополнительной информации об экспонатах музея?» 47 респондентов, (34 женщины и 13 мужчин) ответили, что используют; несколько больше половины — 53 человека (28 женщин и 25 мужчин) — дали отрицательный ответ. Из числа тех, кто пользуется мобильными устройствами, наибольшее число — 20 чел., (16 женщин, 4 мужчины) — также относится к возрастной категории 18-29 лет, далее -30-49 лет — 12 чел. (7 женщин и 5 мужчин), в категории 17 и моложе — 9 чел., 5 чел. — 50-64 и 1 чел. — 65 и старше.

При ответе на вопрос: «Какими средствами мультимедиа Вы пользовались во время посещения музея им. С.Д. Эрьзи?», 56 человек из 100 дали следующие ответы: сенсорный информационный киоск – 36 чел. (25 женщин и 11 мужчин, при этом, основная возрастная категория пользующихся – 18-29 лет), проекционные экраны – 28 чел. (21 женщина и 7 мужчин, основная возрастная категория – 18-29 лет), система направленного звука – 10 чел. (основная возрастная категория – 30-49 лет), по 8 чел. и 4 чел. указали на использование QR кодов и аудиогидов соответственно. 44 посетителя не пользовались такими средствами2.

В связи с этим интересны результаты подобного опроса, проведенного в декабре 2017 — январе 2018 г.; тогда на вопрос: востребована ли информация на мультимедийных носителях, 88 человек из 103 респондентов (16 мужчин и 87 женщин), ответили утвердительно. То есть даже те, кто не пользуется средствами мультимедиа, в принципе хотели бы ими пользоваться.

В рамках ответа на вопрос: «Какая экспозиция показалась Вам наиболее интересной?»: на первом месте оказалась экспозиция С.Д. Эрьзи, ее выделили 72 респондента (47 женщин и 25 мужчин). Здесь самые интересующиеся категории — посетители 30-49 лет — 25 чел. (14 женщин и 11 мужчин), 18-29 и 17 и моложе — по 18 чел. На втором месте — экспозиция работ Ф.В. Сычкова, на это указали 46 человек (32 женщины и 14 мужчин), основная категория 18-29 лет – 14 чел., из них женщин — 10), далее археология, народное и декоративно-прикладное искусство — 23 чел., в т. ч. 18 женщин и 5 мужчин (преобладает категория 30-49 лет) и современное искусство Мордовии — 23 чел. (17 женщин и 6 мужчин, преобладает категория 18-29 лет)

При ответе на вопрос: «Из каких источников Вы получаете информацию о Музее?» наибольшее число респондентов указали на рекомендации родственников, знакомых, организаторов турпоездок – 45 чел. ( 27 женщин и 18 мужчин). Интересно, что такой ответ дали представители в основном молодого поколения: 18-29 лет — 22 чел. (16 женщин и 6 мужчин), 30-49 лет — 11 чел., 17 и младше — 6 чел.). Если говорить о людях старшего поколения (от 50 лет и выше), то среди мужчин этот вариант выбрали 6 человек, среди женщин – никто.

Социальные сети как источник получения информации о музее выбрали 24 респондента — 16 женщин и 8 мужчин (преобладает категория 18-29 — 14 чел.), интернет-сайты — 23 человека (16 женщин и 7 мужчин), сайт музея — 22 чел. (18 женщин и 4 мужчин). Если говорить в целом о сайтах как источниках информации, то основными их посетителями стала категория от 30 до 49 лет – 17 женщин и 7 мужчин, при этом относительно людей старшего поколения (от 50 и выше), можно сказать, что женщины оказались более активными посетителями (4 женщины и 0 мужчин). То же самое касается и других вариантов: печатные СМИ, радио, свой вариант. На последнем месте среди всех вариантов оказалось радио – 2 человека из возрастных категорий 17 лет и младше и от 50 до 64 лет по 1 человеку.

Свой вариант источника получения информации о музее указали 25 респондентов, из них 17 женщин и 8 мужчин, при этом такие ответы в большинстве своем дала категория 17 лет и моложе – 14 чел., то есть, в основном школьники. В связи с этим логичным представляется ответ, что информирует о музее школа. Среди других вариантов встречаются: педагоги, такой ответ давали респонденты из категории 18-29 лет. Можно предположить, что информации получалась в рамках учебного процесса от преподавателей высших учебных заведений; в категории 30-49 лет встречаются так же варианты, связанные с профессиональной деятельностью; в категории 50-64 года указано на сотрудников музея, как на источник получения этой информации.

Отвечая на вопрос «Подписаны ли Вы на страницы Музея?», 79 респондентов (47 женщин и 32 мужчины) указали, что не подписаны. Из 21 человека, подписанного на страницы музея (12 человек относятся к возрастной категории 18-29 лет) 18 респондентов подписаны на страницу Вконтакте (основные возрастные категории – 18-29 лет и 17 и младше – по 8 и 5 чел. соответственно). Среди других страниц также указаны Инстаграм, Одноклассники, Фейсбук, Твиттер. Говоря о половой принадлежности, следует указать, что из 21 респондента, подписанного на страницы музея, 15 женщин и 6 мужчин. Среди женщин основные возрастные категории 18-29 лет и 30-49 – 9 и 7 чел. соответственно, среди мужчин – от 30 до 49 лет (4 чел.).

Таким образом, опрос показал, что самая многочисленная категория посетителей — от 18 до 49 лет. Большинство опрошенных не пользуется мобильным устройством для получения дополнительной информации об экспонатах музея. Пользуются им, в основном, посетители 18-29 лет. 56% опрошенных обращались к средствам мультимедиа во время посещения музея, причем наибольшей популярностью пользовались сенсорные информационные киоски. Основная часть посетителей приходила в музей по рекомендации родственников, знакомых и организаторов турпоездок и лишь третья часть – благодаря информации в интернет-пространстве (сайты, сайт музея, социальные сети). 79%респондентов не подписаны на страницы музея, из тех, кто подписан, большинство отдали предпочтение группе «Вконтакте».

Подводя итоги опроса можно сделать вывод, что популяризация коллекции музея им. С.Д. Эрьзи с помощью современных информационных технологий дает определенные результаты. Однако их еще нельзя назвать превалирующими над другими методами. Область их применения, несомненно, должна расширяться. Особенно большие возможности открываются при внедрении современных технологий в сферу работы с представителями старшего поколения.

О.В. Абрамова, к. и.н., научный сотрудний отдела учёта и хранения

Примечания:

1Федеральная служба государственной статистики: http://www.gks.ru – численность населения на 1 января 2018 г.; Открытые данные Министерства культуры РФ: http://opendata.mkrf.ru – данные о посетителях на 31 декабря 2017 г.

2Полученное число ответов может превышать число респондентов, т.к. можно было указывать несколько вариантов.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ