Скромная муза скульптуры. Евгения Шалаева | Мордовский музей имени С.Д. Эрьзи

Публикации

Всегда с наслаждением смотрю на небольшую гипсовую фигурку «Мордовочка», когда-то приобретенную мной в художественном салоне нашего музея. Лиричный образ эрзянской румянощекой женщины в национальной одежде – белом панаре с изящно обозначенной вышивкой и островерхим головным убором панго – мгновенно запоминается медлительной, льющейся пластикой движений, напевным силуэтом. Язык скульптуры достаточно условен, она притягивает внимание лаконичным, но глубоким символическим звучанием. Возникает красивый в своей достойной простоте образ летящей над полями мордовской народной песни. В воображении рисуется яблонька в цвету – излюбленный символ фольклора мордвы. Но чем больше всматриваешься в скульптуру, тем ярче становится ее содержание. И вот уже перед тобой предстает вся земля мордовская с удивительно женственной пластикой ландшафта, что не раз покоряло великого С.Д. Эрьзю, что так характерно выражено и в этой работе. Покупала я произведение при авторе, искренне им восхищаясь. Евгения Михайловна Шалаева скромно, по-доброму, улыбалась, и было видно, что ей приятна моя реакция. Она вообще была художником-доброжелателем. Ее работы всегда проникнуты душевной теплотой. У многих сотрудников музея хранятся ее разнохарактерные, но неизменно светлые и мудрые ангелы, несущие в этот мир только добро и заботу о человеке.

Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи обладает коллекцией произведений Е.М. Шалаевой. Около 20 работ хранятся в фондах. Скульптура «У ручья» (1987) занимает достойное место в постоянной экспозиции современного изобразительного искусства Мордовии. Также работы мастера хранятся в Мордовском республиканском объединенным краеведческом музее имени И.Д. Воронина и Центре эстетического воспитания детей.

11

Е.М. Шалаева (1941-2017)

Евгения Михайловна Шалаева родилась 27 ноября 1941 года в селе Красная Поляна Ардатовского района МАССР. Окончила Пензенское художественное училище имени К.А. Савицкого (1964, скульптурное отделение, педагог Г.И. Малов). С 1964 года она участвовала в республиканских, зональных, всероссийских выставках. Член Союза художников СССР (1971). Лауреат премии Комсомола Мордовии (1969). С 1967 года являлась скульптором-исполнителем художественно-производственных мастерских Художественного фонда РСФСР. Персональная выставка (совместно с Н.М. Обуховым) состоялась в 1974 году в Саранске. Скульптор, педагог. С 1964 года работала в ДХШ № 1 преподавателем лепки, в Саранском художественном училище (1977 – 1984). Е.М. Шалаева – мастер станковой, монументальной и декоративной пластики. Ее излюбленный материал – керамика. Изначально автора увлекали темы Великой Отечественной войны, сельского быта и труда; национальные образы (наиболее удавались портреты женщин и детей). В целом для ее творчества характерны декоративность, мягкая живописная пластика, лиризм содержания.

Первые творческие работы Е.М. Шалаевой, принесшие ей известность, были выполнены совместно с ее супругом живописцем Н.М. Обуховым, который в то время под влиянием жены стал серьезно заниматься ваянием. За триптих «1918 год» (1968), в котором воспета романтико-героическая тема, авторы удостоились звания Лауреатов премии Комсомола Мордовии. А их работа стала первой от мордовских скульпторов, которая экспонировалась на престижных всероссийских художественных форумах.

Е.М. Шалаеву и Н.М. Обухова, как истинных, неравнодушных к судьбе Отечества художников, волновали общественно-значимые и героические темы. Появились совместные станковые и монументальные работы «Комсомольцы 1930-х годов» (1967), «Памятник воинам, павшим в годы Великой Отечественной войны» (1968, с. Зубова Поляна), «Год 1943-й» (1969), «На мордовской земле» (1974), «Мое поколение» (1974). Они отличаются обобщенностью образов, сильными характерами-символами.

Занимаясь созданием этих произведений, Е.М. Шалаева параллельно работала в жанре портрета, стремясь к раскрытию индивидуальности модели: «Сказительница Ф.И. Беззубова» (совместно с Н.М. Обуховым, 1967), «Моя мать» «Портрет девушки», «Портрет литейщика» (1981).

Но самую узнаваемую и очаровательную главу творчества мастера составили ее жанровые работы в мелкой пластике. Каждый образ при кажущейся внефабульности вмещает в себя мини-спектакль, наполненный разнообразными хара́ктерными героями и обстоятельствами их жизни, раскрытыми с любовью и добротой («Мордовочка», 1968; «На ярмарке», 1971; «Материнство», 1975; «Агроном», середина 1980-х; «Урожай». Из серии «Краснослободский базар», 1985), улыбкой и искрящимся юмором («Моя подруга», 1980; «Поросят выбирает», середина 1980-х), утонченной поэзией («Ночевала тучка золотая», 1970-е; «У ручья», 1987), оптимистическим утверждением прелестной полноты бытия («Обнаженная», 1980-е), а, подчас, драматизмом («Весна», 1989).

Трудности перестроечного периода мастер переживала стоически, как и многие ее сверстники-художники, не прерывая творчества. Последние годы жила во Всеволожске (Ленинградская область). 4 августа 2017 года ее не стало.

Творчество Е.М. Шалаевой составляет лирическую прочувствованную страницу изобразительного искусства Мордовии ХХ века. Скульптор сказала свое индивидуальное слово, ее работы выделяются узнаваемым почерком и вдохновенной образностью. Но главное, остаются с нами ее неизменная любовь к родной земле, душевность, доброжелательство и удивительная тихая скромность.

Елена Голышенкова, искусствовед

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ