…Но краски чуждые, с летами,
Спадают ветхой чешуёй;
Созданье гения пред нами
Выходит с прежней красотой.
А.С. Пушкин.
Картина Рюйсдаля ( ?) «Буковая роща» ( ХVIIв.? ). Холст, масло; 150х140 см. Инв. № 293 - поступила в Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи в 1964 году из Республиканского краеведческого музея. Произведение имело крайне плохое – аварийное - состояние. Общее загрязнение, обветшание и деформация холста, следы жирных пятен и клея, водяные подтёки по всей поверхности холста, многочисленные трещины красочного слоя с осыпями до грунта, вмятины, кракелюр, сквозные трещины, многочисленные царапины, вертикальные, горизонтальные, фигурные прорывы холста от 37 см до 3,0 см, гвоздевые проколы. Многочисленные грубые реставрационные записи без восстановления грунта и поверх авторской живописи. На обороте холста – 16(!) заплат от 2,5 х3,0 см до 16,0 см х 48 см.
В 2004 году было принято решение провести реставрацию картины силами художников-реставраторов Мордовского республиканского музея изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи. Заведующий реставрационной мастерской, художник-реставратор масляной живописи второй категории С.Ф. Коротков и художник-реставратор А.А. Романова, благодаря многолетней, сложной и кропотливой работе, смогли вернуть произведению экспозиционный вид, подарить вторую жизнь.
Перед началом реставрационных работ были проведены исследования, результаты которых позволили проследить некоторые особенности техники исполнения картины в манере старых мастеров. После этого Реставрационный совет музея утвердил технические задания, которые были выполнены в ходе проведения реставрационных работ:
- Укрепление красочного слоя и грунта с выравниванием жёсткого кракелюра.
- Удаление заплат.
- Дублировка на новую основу.
- Перетяжка на новый подрамник.
- Подведение реставрационного грунта.
- Снятие старых записей.
- Удаление поверхностных загрязнений.
- Утоньшение лаковой плёнки, покрытие лаком.
- Тонировки в местах утрат.
Реставрация картины была завершена в 2009 году.
Реставрационные работы начинались с поиска ответа на вопрос об авторстве и времени создания произведения. Пока ответ не найден. Произведение ждёт исследователей, а значит - и новых открытий.