Онлайн-лекция Александра Боровского «Круг Петрова-Водкина» | Мордовский музей имени С.Д. Эрьзи

Новости

3 июня в Виртуальном филиале Русского музея в Музее им. С.Д. Эрьзи состоялась онлайн-лекция Александра Боровского «Круг Петрова-Водкина»

DSC_0131

Лекция Александра Давидовича Боровского была посвящена выставке Русского музея «Круг Петрова-Водкина», которая открылась 2 июня в залах корпуса Бенуа. Для истории русского искусства эта выставка, как и материалы к ней — очень важный этап, когда не только выявляются особенности школы, но, по сути, открывают новые имена со своими творческими лицами, стилями и манерами.

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин оказал влияние на большой круг своих современников – для одних он был старшим товарищем по искусству, для других – в прямом смысле педагогом, делившимся объективным методом проникновения в натуру – «искусством видеть». Педагогическая деятельность Петрова-Водкина начинается в 1910-е гг., когда Л.Бакст рекомендовал его в качестве своего преемника в передовую, известную сильным составом учеников, «школу Е.Н.Званцевой». Тогда же начинает складываться «круг Петрова-Водкина»: Надежда Лермонтова, которая была, скорее, соратником, Фавста Шихманова, Раиса Котович-Борисяк, Магда Нахман. Выставка впервые показывает «званцевцев» как цельное явление, в котором нашли свое преломление стилевые интересы эпохи, прежде всего символизм и начала экспрессионизма.

DSC_0134

Исследователи справедливо называют Петрова-Водкина человеком и художником «архетипического мышления». Под этим понимается совокупность «сюжетно-смысловых и ситуационных мотивов», с помощью которых он переживал и осмысливал действительность. Устойчивость петрово-водкинских архетипов (например, «материнство»), укорененных в российской традиции искусствопонимания, делают их постоянными слагаемыми отечественной художественной жизни в течение многих десятилетий. В том числе – в конце 1920-х-30-е годы. Даже художники, дистанцировавшиеся в силу динамики индивидуального развития от Петрова-Водкина в плане стилистики, сохраняют с ним связь на архетипическом уровне. И в том переосмыслении искусства этого периода, которое происходит сегодня, выявление и этих связей может иметь значительную историко-культурную перспективу. А именно, изменить представления о конфигурации символизма в послеавангардный период. Не говоря уже о вынесении этой проблематики на уровень полемики о реализмах в европейском искусстве между двумя войнами.

Лектор: Александр Давидович Боровский, заведующий отделом новейших течений Государственного Русского музея, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств, член-корреспондент Российской Академии Художеств. В Государственном Русском музее с 1989 года заведует Отделом новейших течений, курирует основные программы Дирекции по репрезентации актуального искусства, в том числе проект «Музей Людвига в Русском музее» — экспозиция дара семьи Людвигов — и серию выставок современного западного искусства. Член жюри премий «Инновация», «Премия Кандинского», «Премия Курёхина», «Ars Fennica». Автор более 400 работ по истории искусства XX века, а также критических статей и статей в каталогах по современному искусству.

ОСТАВИТЬ ОТЗЫВ