Авангард на Святой земле | Мордовский музей имени С.Д. Эрьзи

Новости

16 января в Главном здании Музея Эрьзи состоялась лекция кандидата искусствоведения, советника РААСН, члена Национального комитета ИКОМОС, Россия Виктора Махаева на тему «Архитектурный авангард на Святой земле».

1

В начале XX века Палестина стала экспериментальной градостроительной и художественной площадкой. В 1909 году на пустынном морском берегу был заложен город Тель-Авив (Курган возрождения). В 1925 году шотландский архитектор Патрик Геддес выполнил его генеральный план в духе средиземноморского города-сада. Не изолированное гетто, не захолустное местечко, а город национальной мечты должны были создать возвращающиеся на свою прародину евреи. Активно застраиваться новый Тель-Авив и древний Иерусалим стали с середины 1930-х годов, когда из Германии в Палестину прибыли архитекторы-новаторы. В 1933 году в Веймаре была закрыта архитектурно-дизайнерская школа Баухаус, разработавшая революционный подход к городу и предлагавшая широкие социальные программы. Нацисты обвинили Баухаус в распространении «культурбольшевизма» и «дегенеративного искусства». 30 выпускников школы под руководством профессора-коммуниста Ганнеса Майера прибыли в Советскую Россию строить на Урале и в Сибири соцгорода.

2 пп3 ппппппппп

25 архитекторов-изгнанников, среди которых выделялся выдающийся зодчий Эрих Мендельсон, нашли на Святой земле идеальные условия, своего рода «чистый лист» для своих экспериментов, для строительства нового мира – социально справедливого и рационального. В 1930-1950-х годах в Тель-Авиве были построены жилые кварталы, включающие около 4 тыс. домов, в облике которых синтезировались черты современного функционального и традиционного южного жилища. Архитектура трех-четырехэтажных зданий отличалась функциональностью и изяществом. Жилые и общественные здания были возведены из бетона и окрашены в белый цвет, поэтому прорезанные бульварами кварталы были названы Белым городом. В 2003 году ЮНЕСКО внес его в Список всемирного наследия как уникальную современную архитектуру, адаптированную к климатическим и культурным традициям Ближнего Востока. Среди немногочисленных модернистских комплексов, признанных мировым наследием (кварталы в Гавре, Штутгарте и Бразилиа) Белый город выделяется своими крупными размерами.

В.Б.Махаев, старший научный сотрудник

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ