Итоги республиканского конкурса сочинений «Один день в музее», посвященного 50-летию МРМИИ им. С.Д. Эрьзи | Мордовский музей имени С.Д. Эрьзи

Новости

Всего на конкурс «Один день в музее» было прислано 44 сочинения. Их написали школьники, которые живут в различных уголках Республики Мордовия. Всем им в разное время посчастливилось побывать в нашем музее. Участие в конкурсе позволило ребятам выразить своё отношение к музею, те чувства, которые они испытали от общения со скульптурами С.Д. Эрьзи, картинами Ф.В. Сычкова, произведениями русских художников и современных художников Мордовии.
Все работы, присланные на конкурс, оценивало компетентное жюри. В его состав вошли сотрудники музея, методисты кафедры гуманитарного образования Мордовского республиканского института образования.
В соответствии с Положением о конкурсе жюри выбрало Лауреата Гран-При, Лауреатов в каждой возрастной категории (5-11 классы), Победителей в десяти номинациях, а также был учреждён Приз музейных симпатий.

Награды получили:
Гран-При. Пиксина Алёна, ученица 10 «Б» класса  Темниковской средней общеобразовательной школы №2.

Лауреаты:
1. Яушкина Юлия, ученица 5 «В» класса средней общеобразовательной школы №30 г. Саранска.
2. Новиков Виталий, ученик 6 класса Чукальской основной общеобразовательной школы Краснослободского района.
3. Пшеничникова Валентина, ученица 7 «Б» класса Старошайговской средней общеобразовательной школы №2.
4. Карпунина Ольга, ученица 8 «А» класса средней общеобразовательной школы №30 г. Саранска.
5. Троянский Алексей, ученик 9 «А» класса Краснослободской средней общеобразовательной школы №2.
6. Парчайкина Анастасия, ученица 9 «А» класса средней общеобразовательной школы №28 г. Саранска.
7. Зубарева Мария, ученица 10 класса Николаевской средней общеобразовательной школы.

Победители в различных номинациях:
1. «Теплота чувств»
Нораева Мария, ученица 6 «Б» класса Кемлянской средней общеобразовательной школы Ичалковского района.
2. «Любовь к музею»
Циндянкина Юлия, ученица 11 класса  Куликовской средней общеобразовательной школы Краснослободского района.
3. «Великая сила искусства»
Костина Мария, ученица Учхозовской  средней общеобразовательной школы Краснослободского района.
4. «Глубина оценки»
Малов Александр, ученик 10 класса Красноподгорной средней общеобразовательной школы Краснослободского района.
5. «Искренность впечатлений»
Абросова Евгения, ученица 6 класса Новофёдоровской основной общеобразовательной школы Старошайговского района.
6. «Оригинальность стиля»
Девяткин Дмитрий, ученик 5 «А» класса средней общеобразовательной школы №25 г. Саранска.
7. «Паблик рилейшнз»
Суркина Ирина, ученица 5 «А» класса средней общеобразовательной школы №25 г. Саранска.
8. «Оригинальность изложения»
Лазарева Алёна, ученица 8 «А» класса средней общеобразовательной школы №25 г. Саранска.
9.  «Жанровое своеобразие»
Фролова Яна, ученица 6 «Б» класса средней общеобразовательной школы №25 г. Саранска.
10. «Поэтический дар».
Дёмкина Алёна, ученица 9 «Б» класса средней общеобразовательной школы №41 г. Саранска.

В нашем музее есть давняя традиция: при проведении конкурсов мы  обязательно учреждаем «Приз музейных симпатий». Победителя выбирают сотрудники музея.
Мы не отошли от традиции  и на сей раз.
Приз музейных симпатий конкурса сочинений «Один день в музее» получила Лазарева Алёна, ученица 8А класса школы №25 г. Саранска.

Отрывки из сочинений некоторых лауреатов и победителей:

Пиксина Алёна.
«Впервые я побывала в музее изобразительных искусств имени С.Д.Эрьзи, когда мне исполнилось 11 лет. Я закончила 5 класс. Мы всем классом впервые переступаем порог  знаменитого музея. В благоговейной тишине идём за экскурсоводом, вслушиваемся в увлекательный рассказ. И вдруг… Волна сладкого восторга захлестнула меня. Мы остановились перед фигурой обнажённой женщины. Она так напоминает мне мою маму! Вот она склонила голову и прислушивается. Нежное, умиротворённое, наполненное спокойным ожиданием счастья лицо. Плавные изгибы обнажённого тела хочется сравнить с белоснежной лебёдушкой. Сквозь белый матово – светящийся мрамор просвечивают, кажется, жилки на её полных бёдрах. Мама только вышла из бани, она тёплая, чистая и прекрасная…
Меня поразило творчество скульптора. Я не могла поверить, что это сделано. Та первая экскурсия запомнилась надолго…
Год назад я опять побывала в музее. Снова прошлась по его залам, пообщалась как со своими старыми знакомыми со скульптурами, постояла возле Евы, так поразившей меня когда-то. Меня привлекала великолепная, изящно выполненная скульптурка. Хорошенькая большеглазая женщина с изящным носиком и красиво очерченными полными губами и приятной наружности мужчина, волосы которых переплелись в единое целое. Два человека, соединённых слиянием и взаимопроникновением душ; две судьбы, сплетённые плотным жгутом, наподобие двойной спирали ДНК, две половинки, которые нашли друг друга, образовав единое целое.  Два лица, замершие навеки в огне счастья, ослеплённые великим чувством. Я, четырнадцатилетняя девчонка, заворожено глядя в глаза женщине со скульптуры, протянула руку и попыталась потрогать её волосы, ощутить кожей своей ладони невероятную гладкость благородного дерева альгарробо, но тут же получила замечание – не трогать скульптуру. Мне на миг захотелось ощутить себя скульптурой, почувствовать, как надрываются её губы, искусно выточенные из благородного дерева, в попытке издать беспомощный, полный отчаяния крик, крик любви.
…Я разглядела в глазах женщины страдание, грусть, сильную боль, прочитала её мысли по отчётливым очертаниям  чувственных губ, прониклась её печалью, ожиданием любви и счастья. «Каким же надо быть гением, чтобы так отчётливо выразить те эмоции, которые испытывает влюблённый человек? — задумалась я, глядя на скульптуру. — Для того, чтобы превратить холодный, безжизненный кусок дерева, пусть даже самого дорогого и благородного, в такую красоту, нужно пережить очень и очень многое! Нужно испытать всё это на себе, почувствовать каждую мелочь своим рассудком». Мой взгляд остановился на табличке «С.Д. Эрьзя. Любовь. 1955.» Не знаю, почему меня привлекла в тот момент эта скульптура. Может, она отражала моё тогдашнее внутреннее состояние. Не знаю…»

Лазарева Алёна:
« Здравствуйте, уважаемый господин Гольденберг! Пишет Вам незнакомая девочка из Мордовии, республики, расположенной в центре России. Написать в далёкую Аргентину меня натолкнула статья в одной из газет, где Вы с большим трепетом рассказали о встрече Вашего покойного отца с моим знаменитым земляком Степаном Эрьзей. Оказалось, что именно в мастерской братьев Гольденберг на улице Бартоломе Митре, у вашего отца приобрёл Эрьзя инструмент, с помощью которого ему удалось покорить необыкновенно твёрдое дерево кебрачо, растущее в Ваших аргентинских лесах.
…Лучшие произведения Эрьзи находятся в Мордовии, на его родине. Я проведу Вас по залам нашего музея, своды которого оберегают много тайн. Каждый раз, когда я вхожу в него, я надеюсь их постичь… Наполнить душу великим и прекрасным…
Я с удовольствием покажу Вам красивые мордовские костюмы, украшения, которые находятся в зале декоративно-прикладного искусства. Вам они кажутся несколько странными?Очень пёстрые? Но в этом и есть что-то своё, самобытное.
Обратили внимание, что женских костюмов больше? Сколько на них бисера, раковин, медных пуговичек, цепочек! И на всех вышивка! Посмотрите на эту праздничную рубаху. Всё это украшалось вручную! Вам, господин Гольденберг, интереснее, конечно, мужские костюмы? Они, как видите, очень просты. Это, прежде всего, широкие холщовые рубахи, которые подпоясывали самотканым узким пояском или ремнём. В такой рубахе любил ходить Степан Эрьзя. В такой рубахе ваял свои шедевры…
Мы опять вернулись к нему, моему знаменитому земляку.
Уважаемый господин Гольденберг! Ждём Вас в нашей гостеприимной Мордовии!»

Дёмкина Алёна:
«…Иду по залам галереи:
О. чудо! Что за наважденье?…
Я будто в роли героинь
Сычковым сделанных картин.

Забудем же на миг про труд,
Про скудный быт – он сер и груб.
Да не слетит улыбка с губ!
Да не опустим рук!

Ох, запыхалась! Дай  вздохнуть!
И глазом не успев моргнуть,
Я на санях с горы несусь.
Поберегись – как ветер мчусь!

Мы – благодарные потомки –
Вторим друг другу вновь и вновь:
«Спасибо – вместо тысяч слов,
Федот Васильевич Сычков!»

Новиков Виталий:
« Что такое для меня музей? До недавнего времени я думал, что это место, где собраны старые вещи, документы, чучела птиц и зверей. Откровенно говоря, к музеям я был равнодушен.
В Саранске я бывал не раз. Но осенью мы отправились в столицу Мордовии всем классом. Здесь есть что посмотреть: город очень красивый, особенно его центр. Когда же я узнал, что планируется посещение музея, я откровенно заскучал.
Наша группа подошла к музею не сразу. Вначале мы остановились у памятника С.Д.Эрьзе – его я сразу узнал: в школе много о нём рассказывали, показывали слайды с изображением скульптур этого мастера. Я тогда ещё подумал: это как же надо любить свой народ, чтобы называться его именем, и не просто называться, а прославить его на весь мир?
Памятник мне понравился, и, подойдя к нему поближе, я сказал: «Привет, Эрьзя. Я к тебе пришёл!»
Нет, всё-таки на сей раз я попал в необычный музей! Это я понял уже в уютном холле. Всё вокруг настраивало на знакомство с чудом, и скоро я действительно его увидел! Скульптуры…Много скульптур…Но, удивительно: от них не веяло холодом. Они казались мне тёплыми, живыми, даже если были выполнены из белого мрамора.

Много интересного увидел я в этот день в этом замечательном музее. Уходя, я думал, что мы должны быть благодарны Мастеру, сотворившему чудо на века. А ещё мы должны быть благодарны людям, сохранившим это чудо, сумевшим показать его нам. Спасибо вам, Хранители Чуда под названием Эрьзя!»