«Как из скалы живое изваянье…» | Мордовский музей имени С.Д. Эрьзи

Новости

20 февраля состоялась лекция кандидата искусствоведения, члена Совета Национального комитета ИКОМОС, Россия, советника РААСН Виктора Махаева на тему «Горная скульптура в истории культуры».

Гора как традиционный объект поклонения является древнейшим прообразом суперсооружения – от пирамид и соборов до аэропортов и торговых моллов. С древнейших времен гора стала объектом скульптурных фантазий, попыток вырубить из каменной возвышенности искусственную форму. Темы геологической скульптуры традиционны – это нисхождение Бога на землю или восхождение сверхчеловека на недоступные высоты; ее персонажи – всемогущие гении и великаны. Грандиозность размеров горной скульптуры должна показать титанизм художника, соперничающего с природой, состязающегося с Богом, или манию величия царей, чьи повеления должны быть сильнее воли Всевышнего. Долговечность циклопической природной формы может обеспечить «вечность» скульптуры, материализующей вневременные, нетленные образы. В горной скульптуре строится сверхмасштабная модель мироздания, создается образ необъятного, покоренного человеком мира.

Со времен античности художники, состязаясь с природой, мечтали изваять из горы монумент: придворный зодчий Динокрит предложил Александру Македонскому вырезать из горы Афон его фигуру. «Геркулес» среди героев искусства Микеланджело предлагал папе Юлию II из скалы в Карраре высечь маяк в форме человеческой фигуры. В немецкой культуре XIX-XX веков сложился культ горы – в пейзажной живописи Каспара Фридриха, философских поэмах Фридриха Ницше, прозе Томаса Манна, горных фильмах 1920-х годов, альпийских фантазиях архитектора-экспрессиониста Бруно Таута и популяризации альпинизма. Образ подчиненной человеку горы закономерно появился в революционной культуре России: для увековечения памяти «борцов за народное счастье» скульпторы Степан Эрьзя и Иван Шадр предлагали «реконструировать» Уральские, Кавказские и Крымские горы, а также волжские утесы. То, что для отечественных скульпторов было утопией, реализовалось в мегаломанских проектах американских скульпторов. В середине XX века Джон Борглум в штате Джорджия вырубил барельеф трем героям-конфедератам и в Южной Дакоте в горе Рашмор монумент четырем президентам, а Корчак Зюлковски там же — монумент индейскому вождю Бешеному коню. Ваяние из горы великанов стало темой произведений массовой культуры XX века: романа Александра Беляева «Последний человек из Атлантиды», фильмов Альфреда Хичкока «На север через северо-запад» и Джима Петри «Богатенький Ричи», дизайна диска «Deep Purple in Rock».

В.Б. Махаев, старший научный сотрудник

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ