От Бездны до Песчаной | Мордовский музей имени С.Д. Эрьзи

Новости

Ко дню памяти С.Д. Эрьзи 24 ноября

Жизненный путь скульптора С.Д. Эрьзи пролёг от берегов лесной речки Бездны, протекающей в эрзянском краю, до московской улицы 2-ой Песчаной, где в цокольном этаже дома № 3 располагалась его последняя мастерская. Горячее сердце мастера билось 83 года и две недели, а устав от невзгод и великих побед, остановилось – 24 ноября 1959 года. Свидетелями его кончины были лишь несколько скульптур и многочисленные куски аргентинского дерева; родственников и друзей, которые могли бы помочь, рядом не было. Но это был личный выбор сильного, гордого, независимого, свободолюбивого человека, который никогда не тяготился одиночеством и никогда не скучал, ибо всегда, ежесекундно рядом с ним было искусство, творчество. Всю жизнь свои проблемы он решал самостоятельно, думал, что и со старостью справится тоже сам. «Мы приходим в этот мир одни и уходим в одиночестве…»

IMG_2535IMG_2541 IMG_2553 IMG_2554 IMG_2562

Прослужив в Музее им. С.Д. Эрьзи тридцать лет, я, к сожалению, только в нынешнем октябре побывала по последнему эрьзинскому адресу. От метро «Сокол» шла по шумному Ленинградскому проспекту до Новопесчаной. Свернув за угол, сразу попала в сталинскую Москву с добротными домами и зелёными скверами – благоустроенный спальный район. На первых этажах минимум магазинов и кафе, людей на улице субботним утром тоже немного, а те, кого встречаешь, уверенно отвечают, как пройти ко 2-ой Песчаной. Понимаешь – это москвичи, которые живут здесь давно и хорошо знают далеко не самую известную улицу, состоящую всего лишь из нескольких зданий. Восьмиэтажный дом на 2-ой Песчаной сейчас легко найти благодаря мемориальной доске (установлена Международным фондом им. С.Д. Эрьзи). Своим фасадом он смотрит на бульвар со старыми деревьями, где, по воспоминаниям, Эрьзя похоронил своего четвероногого друга Леона. Дом по архитектуре напоминает букву «п», благодаря чему получился уютный двор. Первый этаж нежилой; сейчас здесь работают аптека, кафе, салон красоты. В цокольных этажах боковых пристроев оборудованы просторные помещения, в которых располагаются культурно-образовательные учреждения: слева – «Маленькие творческие мастерские», справа – Центр культуры «Гармония». В одном из полуподвалов и находилась мастерская С.Д. Эрьзи, скорее всего, справа. Пообщавшись с несколькими жителями дома, поняла, что здесь о скульпторе ничего не знают. Гуляя вокруг дома, по двору и бульвару, постоянно ловила себя на мысли, что вдруг за углом или на лавочке увижу Степана Дмитриевича, таким, каким его описал Ю.К. Ефремов:

«Буквально через день – 9 июля 1953 года мы отправились к мастеру. В районе Ново-Песчаных улиц, не столько по адресу, сколько по чертёжику Писаревского,отыскали двор одного из недавно построенных домов и лесенку к полуподвальной двери …

Мы постучали и услыхали шаркающие шаги, стук отодвигаемых запоров. Дверь приоткрылась, показался низенький, безбородый, с седенькими свисающими усами старичок-замухрышка в странном вязаном колпаке, одетый во что-то заношенное, потёртое. Старичок смотрел на нас недоверчиво-вопросительно. К ногам его прижимался, нервничая, низкий коренастый пёс, длинношерстый, тёмно-серый с сединой, поэтому выглядевший очень почтенно и при малом росте».

IMG_0643

Таким изобразил великого Эрьзю московский скульптор Д.Н. Тугаринов, ибо величие не во внешнем облике и физическом состоянии, а в духе, таланте, наследии и, как следствие, памяти поколений. Как бы уместен был памятник Эрьзе в сквере напротив дома! Остаётся надеяться, что это благое начинание получит своё логическое завершение, и бронзовый Эрьзя переедет с Крымской набережной на 2-ю Песчаную.

Н.С. Осянина, заведующая ОМП

ОСТАВИТЬ ОТЗЫВ