«От народных истоков» — 30-летие Подлеснотавлинской экспериментальной детской художественной школы. | Мордовский музей имени С.Д. Эрьзи

Новости

23 ноября — 20 декабря 2010 года в Музее мордовской народной культуры
МРМИИ им. С.Д. Эрьзи выставка, посвященная 30-летию Подлеснотавлинской
экспериментальной детской художественной школы.

 Небольшое эрзянское село Подлесная Тавла, что находится в Кочкуровском районе Республики Мордовия, более 30 лет удивляет многочисленных гостей резными «игрушками из детства». А всё началось в середине 70-х  гг. прошлого века, когда в село приехал выпускник Ичалковского педагогического училища Николай Иванович Мастин, ныне заслуженный работник культуры Республики Мордовия, — человек одарённый от природы, с внутренней потребностью творить. Н.И.Мастин был замечательным педагогом, талантливым мастером-резчиком, влюблённым в село, в землю и земляков, и своим увлечением заразил многих в селе.
В 1975 году он организовал при школе кружок любителей резьбы по дереву, преобразованный в последствии в экспериментальную детскую художественную школу резьбы по дереву. Художественная школа начала активно работать в области возрождения, изучения и развития традиционной эрзянской культуры.
Первыми учениками стали резчики, которые в настоящее время являются гордостью не только Подлесной Тавлы, но и всей республики: П.Рябов, А.Гаушев, В.Ширманкин, Н.Бочкин, Н.Титойкин, Н.Рябов, И.Водясов, И.Кичаев и многие другие.
Сегодня чуть было не потерянный народный промысел охраняет и развивает созданная в 1999 году общественная  организация — Союз тавлинских мастеров «Эрьмезь». Такое красивое название для своей организации мастера позаимствовали из эрзянской эпической поэмы мордовского писателя Я.Я.Кулдыркаева, главный персонаж которой — умелец на все руки.
Тавлинскую игрушку отличает сочетание точности и выразительности  пластики наряду с брутальностью фигур: авторы с ювелирной точностью изображают миниатюрные детские игрушки, прялки, чашки и другую бытовую утварь в руках действующих лиц.
При этом фигуры людей обычно коренасты, в большинстве своём подчёркнуто монументальны, в них нарушены «естественные» пропорции, сразу из-под рубахи, декорированной мордовским орнаментом, что подчёркивает национальную принадлежность, выступают коротенькие ноги, обычно обутые в массивные лапти, треть размера занимает голова. Но фигуры не кажутся непомерно большими, так как голова часто наиболее детально моделирована.
В композициях герои разных возрастов: жизнерадостные дети, почтенные старики с бородой и курительной трубкой во рту, дородные женщины в колоритных национальных костюмах. В работах, которые посвящены бытовой теме, показаны основные занятия и ремёсла мордовского крестьянства. Героями сюжетов в таких композициях становятся плотники, кузнецы, пильщики, пахари, рыболовы и охотники, в образах которых мастер выразил характер персонажей, их взаимоотношения в нелёгком труде.
Рассматривая сценку за сценкой, проникаешься добродушием, узнаваемые персонажи становятся почти родными. В них соединены реалистическая условность, полная острых наблюдений и обобщенная символичность, юмор и хитрая усмешка. «Смешное»  вообще значительно обогатило искусство деревянной резьбы и тавлинскую игрушку в том числе.
Искусство тавлинских мастеров не стоит на месте. В работах последних лет председателя ОО «Эрьмезь» П.Рябова  можно увидеть новые черты: мастер воспроизводит стиль древних мастеров, создававших антропоморфные изображения на старинных эрзянских сундуках-парях, используемых для хранения одежды.   Это плоскостные работы, но деревенскую тематику автор сохраняет: «Поле счастья», «Рыболовы», «Охотники», «Анге патяй» («Богоматерь эрзянская») . Богатые многовековые традиции музыкального творчества мордовского народа натолкнули резчика А.Гаушева на новое направление в искусстве резьбы по дереву – изготовление музыкальных шумовых инструментов, каждый из которых неповторим.
Сегодня творчество мастеров Подлесной Тавлы востребовано, поэтому, кроме мелкой пластики, они создают ландшафтную скульптуру, которая украшает игровые площадки детских садов, улиц родного села, родники. Оригинальность, присущая деревянной скульптуре тавлинских резчиков, популярность их экспозиций на выставках и фестивалях народного творчества позволяют говорить о перспективности этого вида искусства.

Вера Николаевна Захарина,
Научный сотрудник
Музея Мордовской народной культуры
МРМИИ им. С.Д.Эрьзи.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ