«Золотой день – бирюзовая ночь Валентина Попкова» | Мордовский музей имени С.Д. Эрьзи

Новости

Выставка посвящена 70-летию со дня рождения

ВАЛЕНТИНА АЛЕКСЕЕВИЧА ПОПКОВА (1941-2009)

05.05.12 — 17.06.12. Выставочный зал МРМИИ им. С. Д. Эрьзи

Выставка «Золотой день – бирюзовая ночь Валентина Попкова» посвящена 70-летию со дня рождения заслуженного художника РСФСР, народного художника МАССР, Лауреата Государственной премии МАССР Валентина Алексеевича Попкова.  В экспозиции представлено 125 произведений живописи и графики, выполненных автором в разные периоды творчества. Наряду с известными работами мастера («В годы войны», 1979, «Молитва Пресвятой Богородицы», 1997, «Полочка памяти», 2000) многие полотна и акварели экспонируются впервые («Реквием», 2009, «Сенокос. Перед грозой», 2009, «Октябрь. Автопортрет», 2009, «Свежий ветер. На Волге», 1967, «Осень в Казани», 1962). Полнозвучно представлен раздел графики. Листы художника по силе образов и мастерству исполнения не уступают его монументальным холстам.

Валентин Алексеевич Попков (18.11.1941 – 16.11.2009) – один из крупнейших художников Мордовии и современного отечественного искусства. Его творчество принадлежит к числу остро актуальных явлений в российской культуре. Он родился в селе Новая Карьга Краснослободского района МАССР. В 1964 году окончил Казанское художественное училище. В 1970 году принят в члены Союза художников СССР. С 1965 года художник активно участвовал в выставках различного ранга. Наиболее крупные из последних: «Большая Волга. Искусство республик Поволжья», Саранск, 2004; Всероссийские художественные выставки «Россия – X», Москва, 2004, «Образ Родины», Вологда, 2006, «Золотая палитра», Саратов, 2007, «Большая Волга в Москве», Москва, 2008, «Россия – XI», Москва, 2009; международная художественная выставка «Ялгат» в рамках фестиваля культур финно-угорских народов «Шумбрат, Финно-Угрия!», Саранск, 2007. С 1975 по 1978 год был руководителем потока на творческой даче Союза художников СССР «Сенеж». Мастер работал  в области живописи, графики, в жанрах тематической картины, портрета, пейзажа, интерьера, натюрморта. Его произведения хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Московском музее современного искусства, Саратовском государственном художественном музее имени А. Н. Радищева, других музеях России, частных отечественных и зарубежных коллекциях.

Основу творчества В. А. Попкова составляют философское мировоззрение, утверждение духовно-нравственных ценностей жизни, глубокий психологизм, метафоричность и символика созданных образов. Истоками его искусства являются православная культура, гуманистические традиции древнерусской иконописи, эстетика серебряного века, гражданственность «сурового стиля» 1960-х годов. Мастер осмысляет сложные проблемы современности, выстраивает собственную картину мира. Начиная с программного полотна «Наши деды» (1969) одной из главных тем его творчества становится тема исторической памяти, преемственности поколений, сохранения традиций («Весна Ивана Герасимовича», 1975, «Родина моей мамы», 1977, «В годы войны», 1979, «На пасеке», 1984 – 1990). В больших тематических картинах 1970 – 1980-х годов автор утверждает значимость и красоту окружающего («Весной», 1974, «Родные напевы. И. М. Яушеву посвящаю», 1989). В философских полотнах 1990-х годов «Черный день» (1991), «Светлые ночи Тарханова» (1993) он раскрывает проблемы духовной жизни современности.

На рубеже веков он с утроенной силой подчеркивает суть искусства – поиск и утверждение красоты, спасающей мир. Он ее видит в силе духа человека, которая заключается для него в умении сохранить и передать потомкам истинные, человеческие ценности. Мастер создает образы-символы философского содержании («Бирюзовая ночь в Дьякове», 1989, «Моление о лошадях», 1991, «Молитва Пресвятой Богородицы», «Полочка памяти»), где размышляет о памяти и вере как пути к спасению.

Характерной особенностью творчества В. А. Попкова является то, что автор в контекст других жанров переносит смысловую наполненность тематической картины, великолепным мастером которой он был (серия «Двенадцать посвящений», 1991 – 1994, триптих «Три посвящения»: «Осень в моей мастерской. Памяти Ю. В. Попкова», «Июнь. Памяти Ю. П. Никитина», «Село Стандрово. Памяти Н. И. Чиняева», 2002 – 2005). Ассоциативные обобщения с глубокими подтекстами придают каждой работе художника многозначность. Пейзажи часто повествуют о противоречивости бытия и гармонии вселенной. Пейзажу российской деревни В. А. Попков доверяет самые сокровенные мысли о судьбах Отечества и своей малой родины, о прошлом, настоящем и будущем. Пространство его картин насыщено богатым смысловым и эмоциональным содержанием, а время стремится к бесконечности. В сложный переходный момент нашей истории с потерей многих духовных ориентиров творчество В. А. Попкова подчеркивает непреходящую ценность семьи, дома, друзей как оплота Родины. Наиболее ярко это воплощено в полотнах «Сельская горка» (2003), «Осенний интерьер» (1990 – 2007) и «В августовский вечер» (2008) из серии «Мой дом». Старый деревенский дом воспринимается как живое существо со своей историей, характером, настроением, как священный оберег протекающей в нем человеческой жизни.

В. А. Попков обладал богатым лирическим даром. Его полотна «Цветы на фоне моего дома», 1990, «Лунная ночь в мае», 1989, «Розовое окно», 1988, «Синий букет», 1988 затрагивают самые сокровенные струны души.

Философское видение, обращение к миру Души человеческой в контексте мироздания, акцентирование духовно-нравственных аспектов бытия, утверждение православных идеалов, осмысление себя в контексте мироздания, постижение вечных истин, сложное благородство художественного языка, патриотический и гуманистический пафос творчества, способность понять и выразить душу своего народа позволяют считать В. А. Попкова классиком современного отечественного искусства.

Елена Голышенкова, куратор выставки