Международная выставка «Финно-угорский триптих» | Мордовский музей имени С.Д. Эрьзи

Международная выставка «Финно-угорский триптих»

Длинный путь каравана.
(17 марта — 15 августа 2010 г., Выставочный зал МРМИИ им. С.Д. Эрьзи)

В 2007 году Фонд Культуры Финляндии приступил к реализации мегапроекта «Финно-угорские народы и культурное наследие. Мультиязычность и мультикультурность в музеях», работа которого была рассчитана на четыре года. Проект направлен на сотрудничество музеев трех финно-угорских республик: Удмуртии, Мордовии, Марий Эл и Музейного ведомства Финляндии.

Первым, организационным этапом проекта, явилось проведение ряда обучающих мероприятий: семинары, конференции, стажировки в Финляндии в рамках международного обмена для молодых сотрудников российских музеев. Итог такого долгого и плодотворного взаимодействия — создание передвижной, или, как ее называют, караванной выставки. Для ее реализации участникам проекта потребовалось почти два года. За это время организаторами была определена общая концепция выставки, а в ее рамках темы разделов музеев-участников, заказано и изготовлено необходимое оборудование, отобраны экспонаты.

Первой республикой, принявшей у себя готовую для показа широкому зрителю выставку, стала Удмуртия. 24 сентября 2009 года в Ижевске, в выставочном зале Национального музея им. К. Герда, открылась караванная выставка «Финно-угорский триптих». Ее претворили в жизнь сотрудники крупнейших музеев: Национального музея Республики Удмуртия им. Кузебая Герда (Ижевск); Мордовского республиканского музея изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи (г.Саранск); Мордовского республиканского объединенного краеведческого музея им. И.Д.Воронина (г. Саранск); Национального музея Республики Марий Эл им. Т. Евсеева (Йошкар-Ола).

17 марта Караван прибыл в Мордовию. Цель выставки – показать самобытную и уникальную культуру удмуртов, марийцев и мордвы, общность истоков их мировоззренческой картины мира, современное состояние и развитие данных этносов. Но самое главное — приобщить современное поколение финно-угорских народов к своей культуре.

Каждый музей представил свой раздел, в котором раскрыл тематику экспозиции разными средствами – через музейный предмет, современные интерактивные и мультимедийные программы, визуальные носители (фотографии и баннеры).

Раздел Республики Марий Эл под названием «Три тотема» рассказывает о трех мирах: «Мире женщины», «Мире мужчины», «Мире семьи». Экспозиция этого раздела оформлена в виде своеобразной священной березовой рощи.

«Три свадебных напева» — экспозиция музея Республики Удмуртия. Она представляет замкнутый круг и рассказывает о том, что жизненный цикл человека состоит из трех свадеб: «Нуны сюан» – свадьбы младенца – новорожденный как бы обручался со всем белым светом; настоящей свадьбы – с созданием семьи, как считалось, начинается новая, подлинная жизнь человека; «Последней свадьбы», символизирующей  уход из жизни, обручение с миром предков, когда человек отправляется в вечную страну покоя, уносит с собой суету свою и маету, но оставляет все доброе, что он успел сделать.

Раздел Республики Мордовия посвящен национальному костюму и состоит из двух частей: этнографической, которая называется «Узоры столетий», и современной — «Прошлое глазами будущего через настоящее». Первая часть экспозиции представляет панораму улиц мордовских деревень начала XX века (эрзянской и мокшанской). На их фоне развернута композиция, повествующая о празднике «Тейтерень пия кудо» («Девичий дом пива»), которая  составлена из группы женских и мужских манекенов. Они образно показывают традиционный мордовский костюм, в котором воплотилась художественная одаренность народа, неразрывная связь поколений, сберегших и передавших нам бесценное культурное наследие предков. Для того, чтобы посетители могли окунуться в атмосферу прошлого, на небольшом дворике обустроены интерактивные зоны. Плетя пояса, вышивая, изготавливая нехитрые фигурки из глины каждый посетитель может почувствовать тепло природного материала, открыть особенности технологии ручного труда.

Вторая часть экспозиции выстроена на фоне современного города и также знакомит с наиболее ярким элементом материальной культурой мордвы —  национальным костюмом, в котором прослеживается трансформация архаичных ценностей и их роль в жизни современного поколения. Являющийся выразителем уникальной культуры этноса он предстает перед посетителями в лучших работах мордовских художников: И.К. Макарова, Ф.В. Сычкова, В.Д. Илюхина, П.Ф. Рябова, И.И. Сидельникова, В.И. Петряшова и многих других. Вдохновленные красотой женщины, одетой в национальный костюм и колоритом народной одежды, авторы в своем творчестве уделяют этой теме большое внимание. Для знакомства с полотнами мастеров мордовской живописи в экспозицию органично введена видео-инсталляция «Ожившая картина», которая проецируется на экран, обрамленный багетом.

Разнообразный фотоматериал, представленный на выставке, иллюстрирует жизнь людей в городах и селах в настоящий период и позволяет проследить изменения и адаптацию элементов традиционной одежды мордвы.

Богатство и своеобразие национального костюма, его изучение и популяризация дали мощный толчок к развитию такого направления в искусстве, как моделирование современного костюма с элементами мордовской народной вышивки и бисероплетения. В этой области работают несколько известных художников-модельеров: заслуженный работник культуры РМ Людмила Колчанова-Нарбекова, заслуженный деятель искусств РМ Людмила Острась, Галина Лосева. На основе обширного этнического материала авторские коллективы Саранского художественного училища им. Ф.В. Сычкова и Института национальной культуры Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева под руководством опытных педагогов создают изумительные по красоте и выразительности коллекции одежды. Дефиле двух коллекций — «Караван истории» и «Мордовские амазонки» — было продемонстрировано зрителям на вернисаже. А в экспозиции эти и другие костюмы можно увидеть на фотографиях.

На торжественном открытии выставки присутствовали делегации из Финляндии, во главе с руководителем проекта Ильдикой Лехтинен — доктором филологических наук, старшим научным сотрудником Музея Культур г. Хельсинки;  Марий Эл, во главе с А.В. Муравьевым – директором Национального музея им. Т. Евсеева, Республики Удмуртия во главе с Р.Ф.Мартыновой, директором Национального музея К. Герда. Программа открытия включала в себя презентацию каждого раздела экспозиции.

18 марта состоялась конференция в формате Круглого стола на тему «Традиционная культура и изобразительное искусство – научный и образовательный потенциал музея».

Шествие «каравана культуры и традиций» продолжается, ему предстоит долгий и славный путь. Мордовия стала второй республикой, куда прибыла выставка «Финно-угорский триптих», чтобы стать ярким, интересным и незабываемым событием в культурной жизни горожан и гостей города на ближайшие полгода.

Научный сотрудник Музея мордовской народной культуры Баулина Н.П.

phoca_thumb_l_6_ phoca_thumb_l_7_ phoca_thumb_l_8_ phoca_thumb_l_9_ phoca_thumb_l_10_ phoca_thumb_l_12_ phoca_thumb_l_11_ phoca_thumb_l_1_ phoca_thumb_l_2_ phoca_thumb_l_3_ phoca_thumb_l_4_ phoca_thumb_l_5_

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ