Н.С. Осянина, зав. отделом музейной педагогики. Макаров из династии художников Макаровых
«Но, гордый искусством, которого я был жрецом, сколько раз в тишине храмов мною созданных, молил я его, своего творца, о неоставлении детей своих, пусть бы избрал он меня очистительною жертвою их счастья, и тот, для кого с такой тёплой любовью, с такой искреннюю молитвою воздвигал я дома, тот внял жаркой мольбе моей – послал мне в старшем сыне помощника и надежду».
Из прошения К.А. Макарова в Императорскую Академию художеств
от 25 декабря 1841 года (1)
Основатель Саранской живописной школы, глава большого семейства Кузьма Александрович Макаров в 1841 году мечтал о продолжении детьми своего дела, но вряд ли он думал о том, что в XXI веке в Саранске будет проходить персональная выставка его праправнука Юрия Николаевича Макарова, живописца и педагога. Самым знаменитым представителем династии художников Макаровых является академик портретной живописи И.К. Макаров, но известно, что и другие дети Кузьмы Александровича, а также дети Ивана Кузьмича обладали художественными способностями. В 1871 году у Ивана Кузьмича и Ольги Николаевны Макаровых родился сын Кузьма. Его и маленькую сестрёнку Марию можно увидеть на картине «Портрет детей художника Кузи и Маруси» (1885г.), которая хранится в Омском областном музее изобразительных искусств им. М.А. Врубеля. Кузьма Иванович занимался живописью, о чём свидетельствует в своей книге его сын – И.К. Макаров (2). У Кузьмы Ивановича было четверо детей – Иван, Николай, Георгий и Нонна. Юрий Николаевич является сыном Николая Кузьмича. Таким образом, он принадлежит к пятому поколению династии.
Юрий Николаевич Макаров родился 19 сентября 1939 года в Грозном. Отец – Николай Кузьмич (1907-1984) и мать – Нина Константиновна (1910-1996) работали на железной дороге, поэтому, когда началась Великая Отечественная война, их призвали в восстановительный эшелон, который занимался ремонтом взорванных железнодорожных путей. Вместе с родителями колесили по дорогам войны и сыновья (у Юрия был старший брат Валентин 1932 года рождения). Так они доехали до поверженного Берлина, а после войны семья вернулась на Кавказ. В детстве Юрий Николаевич слышал от отца о знаменитом прапрадеде, академике портретной живописи, о многочисленных родственниках из семьи Макаровых, также неравнодушных к изобразительному искусству. Сам же Николай Кузьмич не рисовал. Увлекался музыкой: самостоятельно научился играть на скрипке, аккомпанировал жене, которая обладала красивым голосом. Когда Юра начал рисовать, родители этому не удивились – наследственное. В 1950 году во Владикавказе, где к тому времени жила семья, Юра начал посещать мастерскую художника Г.О. Зарницкого. На первой встрече Георгий Осипович, увидев представленные ему рисунки животных, предложил мальчику … скопировать в живописной технике картину И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу». Через пять лет Юрий Николаевич поступил на художественно-графическое отделение Владикавказского педагогического училища, которое успешно закончил в 1960 году по специальности художник-педагог. Работал учителем рисования в общеобразовательных школах Грозного и Минеральных Вод, занимался с ребятами в изостудях. Всегда помнил о своём знаменитом родственнике и стремился узнать о нём больше. Но тогда ещё не было книг об И.К. Макарове, не было интернета.
Отец неоднократно упоминал о своём брате — художнике и музейщике, полном тёзке знаменитого академика, с которым давно не виделся, так как тот часто менял место жительства, а в 1950-х годах перебрался в Крым, поселившись в посёлке Куйбышевский недалеко от Бахчисарая. По словам отца именно Иван был хранителем архива семьи Макаровых, в том числе и некоторых картин Ивана Кузьмича. К нему-то в 1961 году на мотороллере из Грозного направился Юрий Николаевич. Встреча оказалась очень интересной. Иван Кузьмич развернул перед племянником свёрток со старыми холстами, с которых смотрели лица людей минувшей эпохи. О некоторых портретах дядя подробно рассказывал – это были члены семьи Макаровых, о других не знал ничего. В дальнейшем встречи Юрия Николаевича с дядей стали регулярными, тем более что вскоре Иван Кузьмич из Крыма переехал в Минеральные Воды. Однажды дядя пригласил к себе родственников, сказав, что их ждёт встреча с удивительным человеком. Это был И.Д. Воронин, учёный-краевед из Саранска, который разыскал И.К. Макарова, так как собирал материал о Саранской живописной школе. По рассказам Ивана Кузьмича и Ивана Дмитриевича Юрий Николаевич выполнил рисунок дома Макаровых, в котором размещалась школа. Рисунок можно увидеть в книге И.Д. Воронина «Саранская живописная школа». (3)
В 1971 году Иван Кузьмич переехал жить в Саранск, где вместе с И.Д. Ворониным начал активную подготовку юбилейной выставки И.К. Макарова, приуроченной к 150-летию со дня рождения академика портретной живописи. Выставка проходила в залах картинной галереи им. Ф.В. Сычкова с 20 марта по 1 июня 1972 года. Юрий Николаевич вместе с отцом приехал на открытие и смог впервые увидеть более шестидесяти произведений знаменитого прадеда, в том числе и те портреты, которые показал ему дядя в Крыму. В музейных залах обновлённые, натянутые на подрамник, «одетые» в рамы они производили совершенно иное впечатление.
Принадлежать к знаменитой династии Макаровых для Юрия Николаевича большая честь и огромная ответственность. В отличие от своих предков для выражения собственных мыслей об окружающем мире, его красоте и наполненности художник выбрал пейзажный жанр. Природа Кавказа с заснеженными горными вершинами, бурными потоками, цветущими лугами у подножья гор на долгие годы стала главной темой в живописи. Сама натура – мощная и величественная — должна была вдохновлять художника на эпические композиции, однако по настроению пейзажи Юрия Николаевича скорее лирического либо элегического характера. Подёрнутые туманной дымкой, голубовато-зелёной, серебристо-синей и оливковой тональности, изящные по исполнению они отражают мечты автора о гармонии человеческих отношений сродни той, которая разлита в природе. Неяркий приглушённый колорит полотен и особенный текучий мазок создают эффект акварельности. Горные пейзажи по своему внутреннему настрою близки пейзажному жанру «шань шуй» (горы-воды) традиционной китайской живописи. Также как и у китайских мастеров в работах Ю.Н. Макарова чувствуется преклонение художника пред стихиями природы; он и зрителя приглашает к «созерцанию природы сердцем и душой». Созерцание – это наблюдение без активного воздействия. Поэтому Юрий Николаевич крайне редко включает в пейзажные композиции стаффажные фигуры людей или же приметы человеческого присутствия, уделяя основное внимание живописно-символической характеристике самой натуры.
К эпическому направлению пейзажной живописи в полной мере можно отнести картину «Домбай-Ульген» (2016), в которой запечатлена одна из вершин Большого Кавказского хребта. Спокойная величественная мощь горного великана подчёркивается контрастом с первым планом, где художник изображает уютную поляну с цветущими травами. Безжизненная каменисто-ледяная громада нависает над этим уголком жизни и тепла. Точка зрения на уровне горизонта позволяет нам оказаться «лицом к лицу» с вершиной, почувствовать её прохладное дыхание и пережить то, что когда-то взволновало М.Ю. Лермонтова:
«Тебе, Кавказ, суровый царь земли,
Я снова посвящаю стих небрежный.
………………………………………………………..
А вдалеке, как вечные ступени
С земли на небо, в край моих видений,
Зубчатою тянулись полосой,
Таинственней, синей одна другой,
Всё горы, чуть приметные для глаза,
Сыны и братья грозного Кавказа».
Молодость Юрия Николаевича пришлась на период хрущёвской оттепели. Он и по возрасту и по мировосприятию, образу жизни относится к шестидесятникам — поколению советских людей, которые в основном принадлежали к интеллигенции. Стремление к свободе, простоте и ясности человеческих отношений без примеси идеологии, привело шестидесятников – физиков и лириков — в горы. Именно в эти годы Юрий Николаевич становится инструктором горных восхождений. Прекрасная физическая форма, любовь к охоте (отец научил пользоваться оружием ещё в детском возрасте), романтическая натура и в то же время твёрдость характера и мгновенная реакция в сложных ситуациях, позволили ему долгие годы водить в горы туристов из Москвы, Ленинграда и даже иностранцев по маршрутам разной сложности. Было опасно, ответственно, и в то же время душевно и искренне. Общение с интересными людьми обогащало духовно, наполняло жизнь яркими мгновениями. Кроме того в памяти оставались красивые виды горных пейзажей, а в блокноте зарисовки, которые в мастерской становились материалом для создания новых картин.
В 1965 году в Минеральных Водах прошла его первая персональная выставка, в следующем году Юрий Николаевич принял участие в краевой художественной выставке в Ставрополе. Затем наступил длительный перерыв в выставочной деятельности, вплоть до 2006 года. В эти годы художник не забывал кисть и палитру, но большую часть времени и сил он отдавал работе и семье. «…Ряд лет являлся главным художником Пятигорска, руководителем художественно-прикладного отделения Ставропольской региональной творческой общественной организации «Слово. Искусство. Музыка». Отдавая себя другим, он меньше всего думал о себе, тем более о собственных амбициозных планах. И лишь в последние два десятилетия своей жизни понял: пришла пора отойти от общественных обязанностей и целиком отдать себя творчеству». (4)
В 2006-2009 годах Юрий Николаевич провёл несколько персональных выставок в Пятигорске и Кисловодске, что позволило ему в 2009 году вступить в Союз художников России. А в 2010 году Юрий Николаевич с женой переехал из Пятигорска в Москву, поближе к дочерям и внукам. Сделав перепланировку двухкомнатной квартиры, художник большую часть занял под мастерскую, в центре которой поставил мольберт. Теперь уже природа средней полосы России вдохновляет его на создание пейзажных образов и вот на холстах белоствольные берёзки ведут хоровод, одевшись в нежную весеннюю листву, подмосковные речки медленно несут свои воды средь плавных невысоких берегов, цветущие шелковистые травы ласкают наш взгляд.
Изобразительное искусство для Юрия Николаевича стало профессией, но на протяжении всей жизни его сопровождает музыка. В детстве родители наполняли его мир песнями и звуками скрипки, во взрослой жизни его спутницей стала профессиональный музыкант – пианист и педагог Лидия Владимировна. Живая музыка звучала и звучит по сей день в доме художника. Часто работая над картинами, Юрий Николаевич включает записи классики. Тогда вместе с красками на холст как будто бы ложатся звуки, помогая живописцу создать лирико-романтическое настроение. Юрий Николаевич – романтик, поэтому наделяет пейзажи чувствами, созвучными человеческой душе, а музыкальность стала неотъемлемой чертой художественных образов. Музыка живёт в композиции полотен и гармонии красок, в ритме плавных линий и цветовых пятен, в игре светотени и смягчённых формах. Есть в творчестве художника пейзажи, которые непосредственно навеяны песенными образами: «Ивушка зелёная» (2016) (песня Григория Пономаренко на стихи поэта Василия Алфёрова), «А на том берегу…» (2012) (романс Владимира Засухина на стихи Юрия Рыбчинского), «Осенний сон. Троицк» (2011) (песня «В лесу прифронтовом», слова М. Исаковского, музыка М. Блантера).
Наряду с пейзажем Юрий Николаевич интересно работает и в жанре натюрморта, причём условно натюрморты можно классифицировать по трём видам: дачный или деревенский, парадно-презентативный и пейзажный.
Восторг и преклонение перед совершенством природы художник выражает в серии пейзажных натюрмортов. Это своего рода «портреты» цветов – мальвы, подсолнухов, маков, изображаемых крупным планом, в их естественной среде, с присущим им изяществом и благородством.
Любовь к земле, простому крестьянскому труду на дачном участке художник передаёт в натюрмортах, в которых предстают результаты этого труда – овощи и фрукты, полевые цветы. Об особенных праздничных днях в жизни семьи Макаровых свидетельствуют парадно-презентативные натюрморты, в композиции которых включены хрустальные вазы, изящные бокалы, южные фрукты – виноград, гранаты.
Всю свою творческую жизнь Ю.Н.Макаров преподавал изобразительное искусство. Главным достижением в этой области можно считать то, что две его дочери и внуки стали продолжателями традиций династии художников Макаровых.
Н.С. Осянина, искусствовед, заведующая отделом музейной педагогики
Примечания.
- Л.М. Жемчужников. Мои воспоминания из прошлого. Издательство «Искусство». 1971. – Стр. 366-368.
- И.К. Макаров. Записки о семье художников Макаровых. Саранск. 1974.
- И.Д. Воронин. Саранская живописная школа. Саранск. 1972. – Стр. 95.
- Созерцаю с музыкой в душе. Альбом Ю.Н. Макарова. Вступительная статья. Москва. ООО «М2».