В пространстве современной культуры и образования место и роль музея определяются задачами развития экономики и социальной сферы, стоящими перед российским обществом. Успешное их решение зависит от того, насколько будут инициативны, способны творчески мыслить и находить нестандартные решения участники этого процесса. Именно музей «активно участвует в воспитании так необходимой для грамотной социализации визуальной культуры и востребованной процессами развития глобальной экономики креативности»1. Согласно национальной образовательной инициативы «НАША НОВАЯ ШКОЛА» современная школьная инфраструктура должна предусматривать «развитие взаимодействия образовательных учреждений с организациями всей социальной сферы: учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга. Так, взаимодействие с музеями позволяет не только расширить рамки изучения школьных дисциплин, обогатить содержание учебных предметов, но и создаёт ориентиры для совершенствования учреждений культуры, стимулирует их к организации интерактивных выставок, …диалоговых экскурсий и прочих». Взаимодействие может иметь следующие виды: «информационно-издательское, образовательное, консультационно-методческое, рекреационно-досуговое».2 Об одной из форм консультационно-методического взаимодействия нашего музея с системой образования – мастер-классах – мне хотелось бы рассказать в этой статье.
Музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи имеет богатый опыт взаимодействия со школами республики, накопленный за 50 лет работы, но именно мастер-классы профессиональных художников Мордовии в пространстве постоянной экспозиции музея, на персональных и тематических выставках стали наиболее яркой страницей сотрудничества со школами в последние несколько лет. Мастер-классы используются в различных направлениях музейно-педагогической деятельности: профориентационной, арт-терапевтической, этнопедагогической.
Восприятие произведений искусства в психологическом отношении сложнее обыденного восприятия реальности. Этот процесс требует подготовки, которая может осуществляться в ходе специальных музейно-педагогических программ и проектов, которые помогают школьникам лучше осмыслить полученную визуальную информацию, формируют сотворческое восприятие произведений, дают возможность изучать историю искусства.
В первую очередь они направлены на те учебные заведения, которые имеют гуманитарно – эстетическое направление, включающее углублённое изучение изобразительного искусства. В Саранске работают две школы с подобным направлением учебно-воспитательного процесса. Занятия в музее позволяют школам наполнить новыми формами деятельность в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения, а нам иметь постоянную, заинтересованную аудиторию. Занятия в музее помогают школьником яснее представить суть таких профессий, как искусствовед, культуролог, научный сотрудник музея, и, конечно же, художник. И тут не обойтись без живого общения с художниками. Художники Мордовии, работающие в разных стилях, относящиеся к разным поколениям, только заявляющие о себе и прославленные мэтры, стали героями проекта «Встречи у мольберта». В центре его – одарённые дети из гимназии №20, любящие сегодня рисовать, а в дальнейшем мечтающие стать художниками. Задачи проекта сформулированы следующим образом:
-образовывать и воспитывать школьника средствами художественного образа, воплощённого в живописи, скульптуре, графике;
— формировать у него интерес и уважение к культуре и личности художника, к произведению искусства, ставшему музейным экспонатом, к творческому процессу по его созданию;
— знакомить со стилями и направлениями, характерными для современного художественного процесса.
В рамках проекта организовываются встречи с художниками, чаще всего на экспозиции персональной выставки. Художники не только рассказывают о себе и своём творчестве, но и дают мастер-класс. В мае в музее проходит отчетная выставка произведений детского творчества, выполненных под руководством профессиональных художников и, конечно же, школьных педагогов. Участие в выставке в стенах художественного музея психологически настраивает школьника на отношение к своему творчеству как к значимой деятельности, приближает его к «высокому» искусству.
«Встречи у мольберта» — один из самых ярких и результативных музейно-педагогических проектов прошлого учебного года. Совместно с педагогами гимназии № 20 решено было продолжить работу в его рамках и в этом году, но дополнить занятия новыми формами. Так родился своего рода подпроект «Малая родина в художественных образах». Не секрет, что место, где родился художник, природа и люди, обычаи и традиции – всё, что мы называем «малой родиной», оказывают большое влияние на творчество. Познакомиться с «натурой», проникнуться её своеобразием, приблизиться к пониманию искусства известных мастеров кисти и резца помогли юным художникам выезды в районы Мордовии и работа на пленере. Первое такое занятие состоялось в Кочелаеве, на родине живописца Ф.В. Сычкова — основоположника профессионального изобразительного искусства Мордовии. Ранним утром ребята побывали на могиле Федота Васильевича и его жены, возложили цветы. А потом было знакомство с Домом-музеем, селом, земляками, живописными берегами Мокши, дегустация деревенского молока и работа в мастерской Ф.В. Сычкова. У мольберта стоял добрый друг музея, молодой художник Евгений Ширчков. Таким образом, проект в нынешней форме позволяет говорить не только об эстетическом воспитании и художественном образовании, но и о нравственном и патриотическом воспитании подрастающего поколения. И ребята, и учителя, и Женя в ходе поездки узнали, где захоронен художник, впервые побывали на его родине.
И как тут не вспомнить строки А.С. Пушкина:
Два чувства равно близки нам –
В них обретает сердце пищу –
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва.
Запоминающимся событием стал выезд во второй по величине город республики – Рузаевку, где живёт и трудится художник-график Бирлюков В.И.
Темой мастер-класса стал городской пейзаж. Ребята познакомились с В.И. Бирлюковым и его работами на персональной выставке «Я родом из детства» в городском выставочном зале. В ходе мастер-класса художник постарался раскрыть процесс рождения художественного образа на примере пейзажей из серии «Рузаевские мотивы» и впечатлений от города, полученных ребятами в ходе пешеходной экскурсии; познакомил с особенностями графической техники перового рисунка, в которой в основном и работает; помог ребятам создать рисунки в этой, теперь уже редкой, технике.
Одним из инструментов, помогающих детям с «проблемами» достичь положительных изменений в поведении и восприятии окружающего мира, является арт-терапия — общение с подлинниками в музейных залах и занятия изобразительной деятельностью. В 2009 году у нашего музея впервые появилась возможность проверить возможности арт-терапии в ходе проекта «Мы рисуем Жизнь», осуществленного в рамках IX конкурса Общероссийской грантовой программы «Новый день», созданной ОАО АКБ «РОСБАНК» и реализуемой при содействии филиала Благотворительного фонда «Чаритез Эйд Фаундейшн» в России (CAF Россия).
В рамках проекта изобразительное искусство рассматривалось как средство реабилитации детей, оказавшихся волею судьбы в социально-реабилитационнном центре для несовершеннолетних «Радуга» г. Саранска.
Выбор центра «Радуга» для реализации проекта был не случайным. Дети, проживающие там, регулярно приезжают на экскурсии в музей. Хотелось расширить представления ребят о художественных материалах, ввести в мир профессионального искусства, дополнить домашние занятия работой в специальной творческой мастерской, и тем самым обогатить их новыми эмоциями, дать возможность ощутить творческое волнение и радость успеха. Эта цель была достигнута в ходе реализации проекта.
В процессе создания проекта «Мы рисуем Жизнь» за основу были взяты наработки сотрудников Российского центра музейной педагогики и детского творчества Русского музея.3 В частности, потенциал художественного музея и методы арт-терапии раскрыты в экспериментальной программе «Шаг навстречу», разработанной для детей младшего и среднего школьного возраста, страдающих неврозом, психосоматическим заболеваниями, имеющих отклонения в поведении.
В качестве тем для занятий в ходе проекта «Мы рисуем Жизнь» были выбраны базовые, определяющие бытие человека понятия: дом, дерево, человек, радуга и сказка. Произведения искусства, в которых раскрываются эти темы, детские рисунки становились средствами для прояснения и выявления проблем ребенка и психологической работы с ним.
В течение двух месяцев ребята из центра «Радуга» имели возможность заниматься в творческой мастерской, организованной непосредственно на постоянной экспозиции нашего музея, под началом известных художников Мордовии. Их произведения были у детей перед глазами как пример высокого искусства.
На мастер-классах всё было как в стихах:
«Художник старой мягкой кистью кладет мазки.
И оживают трава зеленая, и листья, и в небе радуга играет.
Мир на холсте изображая, он хочет, чтобы жили вечно
И блеск воды, и краски мая — всё то, что в жизни быстротечно!»
Самым главным ожидаемым результатом проекта можно считать возрожденное у детей чувство радости жизни, которое проявлялось в поведении, словах, а самое главное – в рисунках. Работу в рамках проекта можно считать успешной хотя бы потому, что никто из ребят не отказался от поездок в музей, на протяжении всего проекта дети проявляли к занятиям интерес и демонстрировали увлеченность. А психолого-педагогический опрос, проводимый специалистами центра «Радуга» в ходе всего проекта, показал положительную динамику не только эстетического, но и интеллектуального, нравственного их развития.
В своих рисунках ребята в возрасте от 5 до 17 лет передали своё представление о счастливой жизни: это жизнь в красивом просторном доме в окружении родных людей, а над домом сверкает разноцветная радуга как символ радости, и много цветов и деревьев вокруг. Изображая это, они усердно работали за мольбертами, смешивали краски на палитре в поисках нужного цвета и приходили к выводу: оказывается, непросто нарисовать красивую картину, а в жизни осуществление мечты требует еще большего труда. Главное, что их мечта в ходе проекта получила более ясные очертания и зримый образ.
Положительные результаты проекта окрылили и придали новый импульс арт-терапевтическому направлению в деятельности нашего музея. По аналогии с предыдущим проектом был разработан новый — «Музей дарит Надежду», в рамках которого в течение учебного года к нам приезжали дети из социального приюта «Надежда». А в сентябре 2010 года стартует арт-терапевтический проект «Цвет. Звук. Радость». Он будет направлен на организацию работы с глухими и слабослышащими детьми из республиканской коррекционной школы-интерната. Мы надеемся, что в ходе проекта общение с художниками и мастер-классы будут способствовать компенсаторному развитию детей, существенно обогатят их психику, помогут совершенствованию речи и её слухо-зрительного восприятия.
В настоящее время активно развивается такая наука как этнопедагогика, теория и практика которой опирается на принципы народного воспитания. «Народ в наиболее чистом виде всегда представляют дети. Когда национальное умирает в детях, то это означает начало смерти нации».4 В этой фразе основоположник этнопедагогики Г.Н. Волков сформулировал главные задачи педагога: обеспечить национальное воспитание, сформировать национальное самосознание ребенка путем обучения родному языку, ознакомления с обычаями, традициями, ценностными ориентациями народа. Провозглашаемые задачи делают актуальным взаимодействие системы образования и музея, так как именно в музеях собраны наиболее полные коллекции народного искусства, художественных произведений с этносодержанием и только музейный педагог, используя возможности коллекции, может воспитывать искусством детей и молодежь.
В современном изобразительном искусстве Мордовии выделяется группа художников-этнофутуристов, чьё творчество основывается на изучении древней мордовской мифологии и обрядов, родовых знаков, характерных черт народного быта и искусства. Общение с ними позволило дать школьникам не только представление о новых направлениях в искусстве, но и затронуть ряд вопросов этнопедагогики.
Одним из представителей этой группы является Н.В. Рябов, живописец, график, резчик по дереву. Автор активно формирует живописную плоскость холста, создавая рельефное изображение с введением элементов коллажа. Колорит его произведений во многом схож с колоритом эрзянской вышивки. Подобный прием позволяет передать «чувство мифологизации близкой художнику среды, наполненной архетипами народной культуры».5 Донести до людей, живущих в 21 веке, художественно преобразованную правду о жизни своего этноса, тем самым сделав свой вклад в сохранение древней культуры – такова задача мастера.
На экспозиции персональной выставки «Связь времен» художник провел мастер-класс в рамках проекта «Встречи у мольберта». Темой занятия была иллюстрация мордовской легенды «Медведь – это проклятый человек». Обращение к устно-поэтическому творчеству мордвы объясняется тем, что именно в легендах и сказках изложена программа нравственного воспитания детей, содержащая стремление вырастить их трудолюбивыми, добрыми, гостеприимными, любящими родину, которая ассоциировалась с отчим домом, природой, народной культурой.
«Одна женщина жала рожь в поле около леса. Не заметила она за работой, как подошёл к ней медведь.
Он лёг около неё, и лижет свою лапу. Женщина видит, что в лапе заноза торчит. Поняла она, что зверь за помощью пришёл: занозу просит вытащить. Уж сама не помнила со страху, как вытащила занозу. Медведь встал, покланялся ей, как человек, и ушёл в лес. На следующий день снова он появился – принёс женщине улей, полный мёду. Положил на краю поля, опять покланялся и ушёл.
Медведи – это бывшие люди. В старину, как проклянут человека, так он и обернётся медведем, и об этом они до сих пор не забыли».6
Какая педагогическая идея (мораль) заложена в легенде? – Как ты относишься к окружающим, так и они к тебе.
Культ медведя особенно почитался древней мордвой, считавшей его прародителем людей. Передававшаяся из поколения в поколение легенда служила своеобразным наставлением, предупреждением от нежелательных поступков по отношению к животным.
По традиции, занятие в рамках проекта «Встречи у мольберта» начинается с экскурсии по выставке. Рассказ музейного педагога, общение с автором, позволяет ввести ребят в мир образов художника, понять особенности его стилистики. Мастер-класс проводится в специально подготовленном зале. Из художественных материалов чаще всего используется акварель и гуашь. Однако не исключаются современные (не традиционные) материалы, если это обусловлено творческой манерой художника. Так, мастер-класс другого художника-этнофутуриста – Ю.А. Дырина, прошёл с использованием акриловых красок, контуров для ткани и маркеров.
Образный мир Ю.А. Дырина ирреален, основа его находится в пространстве народных сказок, обрядов, легенд. Яркое, самобытное творчество художника рождается его неуёмной фантазией, жаждой эксперимента и позитивным (несколько детским) взглядом на мир, который словно предстаёт в череде карнавалов, праздников или ритуальных обрядов. Будучи эрзянином по происхождению, живописец стремится в первую очередь отразить в картинах историю и культуру эрзянского народа. Поэтому мастер-класс «Паронь пандома (э.) (Плата за добро)», состоявшееся в рамках работы научно-практической конференции «Финно-угры как часть мировой культуры», был посвящен осенним праздникам и обрядам эрзян.
Мастер-класс Юрия Дырина проходил на постоянной экспозиции современных художников Мордовии, в той части, где представлены работы самого художника «Млечный путь» и «Цветы зимних снов» (обе 1997г.). Так что юные мастера в течение всего занятия имели перед собой образцы для подражания. Для «погружения» в эпоху древней мордвы кроме рассказа об осенних праздниках, натюрморта из овощей и фруктов, символизирующих дары богам, был использован элемент театрализации: к ребятам с добрыми пожеланиями пришла Покров баба – фольклорная героиня осеннего праздника Покрова.
Героями детских рисунков в ходе мастер-класса стали мордовские боги, изображенные в родной для них среде: в лесу, воде, яблоневом саду и т.д. Сказочное и реальное в них тесно переплелось, также как и в жизни наших предков.
Сила народной педагогики заключается в гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны доброго отношения к окружающим, в «облагораживании» человеческой души. Но эта же цель стоит перед всяким искусством, в том числе и изобразительным. Творчески интерпретируя в рисунке то, что он увидел, услышал и понял в залах музея, школьник более глубоко, на уровне чувств, воспринимает произведение искусства, погружается в этнокультуру.
Такое участие музея совместно со школой в целостном процессе художественного развития личности активизирует творческие подходы учителя к формированию знаний и представлений, расширяет художественный кругозор учащихся, обогащает их возможности креативного освоения мира, закрепляет за музеем статус альтернативного центра художественно-эстетического образования.
Н.С. Осянина, заведующая отделом музейной педагогики
МРМИИ им. С.Д. Эрьзи, г. Саранск
Примечания.
1.Столяров Б.А., Бойко А.Г., Протопопов Ю.Н. Воспитание искусством детей и молодёжи в системе «музей – учреждение образования». Концепция. –СПб., 2007.
2. Там же.
3. Платонова О.В., Жвитиашвили Н.Ю. Арт-терапия в художественном музее. – СПб.,2000.
4. Волков Г.Н. Этнопедагогика. – М.,1999.
5. Беломоева О.Г., Лысова Н.Ю. Юбилейная мозаика. / Журнал «Феникс». – С., 2008.
6. Устно-поэтическое творчество мордовского народа: (в 12 т.) /МНИИЯЛИЭ при СМ МАССР. – С., 1963-1987.