Царьград на русской земле
5 марта состоялась лекция кандидата искусствоведения, члена Совета НК ИКОМОС, Россия, советника РААСН Виктора Махаева о русских храмах, возведенных в стилизованных византийских формах.
В Российской империи рубежа XIX-XX веков среди православных храмов выделялись необычным южным обликом церкви, выстроенные в неовизантийском стиле. За символом дружбы славянских народов скрывалась имперская геополитическая идеология – панславизм, мессианская роль Москвы как Третьего Рима, в которых краеугольным камнем выступал не только высший статус государства, но и возможности военного доминирования на Ближнем Востоке. В годы Первой мировой войны Российская империя была близка к практической реализации «средиземноморского мифа». Между тем, архитектурные символы наших южных притязаний появились на территории России значительно раньше.
Приметами этого архитектурного направления стали: центрическая структура храма, ярусно-ступенчатая система куполов и типичные декоративные детали, взятые из археологических альбомов, в том числе полосатый декор фасадов. Нерешенной проблемой остались колокольни, отсутствовавшие в древних прототипах. Общее количество неовизантийских храмов невелико, но они строились в течение продолжительного периода – с конца 1870-х до рокового 1914 года. Примерами направления являются такие известные постройки, как: собор св. Владимира в Херсонесе (1879), кафедральный собор в Киеве (1882), Морской собор в Кронштадте (1913), храм-памятник Александра Невского в Софии (1912), а также менее известные храмы в Харькове, Харбине, Ташкенте, Евпатории, Тбилиси, Каунасе, Риге, Новом Афоне, Астрахани, Оренбурге, Ростове-на-Дону, Новочеркасске, Коломне, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Свияжске, Самаре, Царицыне, Лаишеве. В наши годы интерес к неовизантийскому стилю возродился: в 2015 году в мордовском селе Атяшево был освящен храм во имя апостола Андрея Первозванного.
Архитектура всегда была «говорящим» искусством, в России – провозглашающим от лица государства. Несмотря на то, что неовизантийскую архитектуру породили империалистические доктрины, не следует ставить знак равенства между государственной идеологией и архитектурой как искусством, которое переживает любые идеологии.
В.Б. Махаев, старший научный сотрудник