Воин-победитель Владимир Илюхин и его герои
Голышенкова Елена Всеволодовна,
искусствовед, заведующая научно-исследовательским отделом МРМИИ им. С. Д. Эрьзи
Победа! Прага, 9 мая, море людей, море цветов, непомерная радость Свободы и горькие слезы утрат. Так встретил Победу лейтенант В. Д. Илюхин, ставший впоследствии народным художником России и Мордовии. Когда началась Великая Отечественная война, Владимир Дмитриевич учился в школе юных дарований при Всероссийской Академии художеств в Ленинграде. Но с 1942 года, по окончании Тамбовского артиллерийского технического училища, он уходит на фронт в составе I Свирской гвардейской артиллерийской тяжелой гаубичной батареи, воюет в составе частей Карельского, а затем Первого украинского фронтов, с боями доходит до Берлина и расписывается на колонне поверженного Рейхстага. Участвует в освобождении Польши и столицы Чехословакии Праги. В. Д. Илюхин награжден за мужество и героизм, проявленные в боях, боевым орденом «Красной Звезды», орденом «Отечественной войны I степени», медалью «За боевые заслуги», благодарностью от Верховного главнокомандующего товарища Сталина. Сколько раз он смотрел смерти в лицо, был тяжело контужен, сколько потерял хороших друзей. Судьба его хранила, однако не пощадила его графические произведения, созданные на фронте во время передышек между боями: портреты однополчан, пейзажи освобожденных мест. В грузовик, где находился чемодан с графикой В. Д. Илюхина, попал немецкий снаряд. В 1947 году В. Д. Илюхин демобилизовался и вернулся на родину в Мордовию, хотя его ждали в Академии художеств для продолжения профессионального образования. Но он совершает Поступок, принося в жертву свое обучение в Академии во имя помощи престарелым родителям. Война жестоко прошлась по семье Илюхиных. На фронте погибли двое братьев Владимира Дмитриевича, еще один брат пришел с войны инвалидом. В это тяжелое послевоенное время молодой художник долгом своим почел поддержать семью. Они обосновались в Саранске, и в том же 1947 Владимир Дмитриевич становится членом Союза художников СССР, упорно занимается творчеством, самосовершенствованием, оттачиванием мастерства. Родной Мордовии он посвящает свое искусство и общественную деятельность. Многие годы он является бессменным председателем Союза художников Мордовии, членом правления Союза художников РСФСР, делегатом съездов художников. В.Д. Илюхин обладал великой энергией, масштабом личности, был горячим патриотом и гражданином, ярчайшим представителем поколения воинов-победителей, вместе со всем советским народом отстоявшим независимость родины от фашистских захватчиков.
Пройдя всю войну, художник не создал ни единой картины, посвященной конкретным боевым действиям на полях сражений Великой Отечественной войны. Но война научила его по-настоящему любить, дружить и помнить. Война выковала его героический непреклонный характер, и в окружающих он сам непременно видел героическое начало. В первом большом монументальном историческом полотне «Встреча А.В. Суворова с Ф.Ф. Ушаковым в Севастополе» (1952), принесшим ему широкую известность в Советском Союзе, В.Д. Илюхин обращается к победному моменту русско-турецкой войны 1787-1791 гг., когда Крым был присоединен к России. Сейчас эта работа воспринимается как нельзя более современно. Прекрасно передается торжественная атмосфера встречи двух полководцев, не знавших поражений ни на суше, ни на море, в романтической трактовке их образов, в гордом величии военных кораблей под полными парусами, бьющихся о скалы волнах моря. При работе над полотном особое значение В.Д. Илюхин придавал образу своего знаменитого земляка, адмирала российского флота Ф.Ф. Ушакова. Его волновала связь героя с Мордовией (прах адмирала покоится в городе Темникове у стен Санаксарского монастыря). Для мастера Ушаков не только общероссийский герой, но прежде всего выдающийся представитель мордовской земли, образ народный, который был так необходим нашей национальной культуре в период ее становления в послевоенные годы.
Интерес В.Д. Илюхина к истории отечества, неразрывная связь с эпохой определяют склонность автора к историческому жанру, которую он чаще всего реализует в портрете. И это не случайно, ведь хороший портрет дает столь же яркое представление об эпохе, как и картина. Духовный пафос портретов мастера зиждется на вере в справедливость и созидание на земле в противовес хаосу. В произведениях это выражается в величавом спокойствии уверенного в своей правоте человека, героической силе добра и достоинства. Образы его полотен как бы говорят: «Так было, есть, так должно быть и будет». Здесь художник делает акцент на долженствовании, взывающем к гражданской добродетели, как в искусстве классицизма. В работах это отражается в четкой логике композиции, ясности и лаконизме трактовки героев, во внутренней динамике образа при внешней его статике. Особенно это проявляется в репрезентативных портретах, в которых часто переплетены элементы портрета-типа и психологического портрета. К этой группе относятся два замечательных портрета защитников отечества, ветеранов Великой Отечественной войны В.И. Филимонова и Н.Н. Александрова («Портрет ветерана Великой Отечественной войны В.И. Филимонова» (1985); «Портрет ветерана Великой Отечественной войны Н.Н. Александрова» (1996)). Образ В.И. Филимонова, как бы пронизанный штормовым морским ветром, полон духовной силы, достоинства и героизма. По психологической сложности, ощущению трагичности прожитых жизненных коллизий портрет является одним из достоверных документов эпохи. Образ Н.Н. Александрова с играющими на лице и фигуре огненными рефлексами, символизирующими то ли зарево пожарищ от взрывов снарядов, то ли огонь в тесной печурке в землянке, погружен в воспоминания военного прошлого. Портрет отличается предельной остротой и точностью отображения героического духа. С одной стороны это яркий индивидуально очерченный характер, с другой, глубокое обобщение. Художник для того и другого портрета находит особой выразительности жест рук, индивидуальность позы и т.д. В обоих случаях превалирует портрет-тип, доходящий до знаковости. Образы пронизаны чувством динамического покоя, готового к действию. Портреты вызывают особое ощущение монолита характеров воинов-победителей, монументальной незыблемости их высоких духовных начал. Они являют собой как бы живописные монументы и звучат как символ Эпохи Победителей.
Всю жизнь Владимир Дмитриевич интересуется характерами мощными, необычными, с глубоким внутренним миром и высоким чувством достоинства. Его герои показаны в момент созидательной работы ума и души. Одни образы остаются наедине с собой и своим внутренним миром (В.И. Филимонов), другие как бы вступают в беседу с невидимым зрителем (Н.Н. Александров). Последний изображен в движении, в стремительном естественном повороте, который придает образу особую характерность. Эти герои В.Д. Илюхина – люди действия. Модели хоть и позируют художнику, но в их портретах нет застылости, поскольку мастер создает так называемый действовательный портрет, когда герои вовлечены во внутреннее действие.
Портретные образы В.Д. Илюхина, наделенные полнотой жизни, несут большую степень героизации, приподнятости над обыденностью, и в то же время весьма индивидуальны. В них выражен основной смысл творчества художника и человека, прошедшего войну – щемящее патриотическое ощущение родины. Люди на его портретах творили свое время, время в котором жил и сам художник. Поэтому искусство его всегда оптимистично, героично, как и эпоха, его создавшая.
Статья опубликована:
Голышенкова Е. В. Воин-победитель Владимир Илюхин и его герои // Наш музей. 55 лет: альманах / МРМИИ им. С. Д. Эрьзи. – Саранск, 2015. – С. 69 – 71.