Дар музею
В начале августа 2020 года фонды Мордовского республиканского музея изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи пополнились произведениями двух известных художников Мордовии, двух друзей, В.Ф. Макарова и В.И. Кабанова. Работы принесены в дар музею родственниками В.Ф. Макарова – Игорем Валерьевичем, сыном художника, и его супругой, Эльвирой Юрьевной Макаровыми. В собрании музея хранятся 21 произведение В.И. Кабанова (10 живописных полотен и 11 графических листов) и 8 живописных работ В.Ф. Макарова. «В мастерской. Автопортрет» (1981) В.Ф. Макарова и «Зимний день» (1977) В. И. Кабанова занимают достойное место в постоянной экспозиции современного искусства Мордовии. В холсте В.Ф. Макарова звучат философские размышления о смысле человеческой жизни, о миссии художника в мире, в работе же В.И. Кабанова «Зимний день» наиболее ярко прочитываются лирическое начало и интимизация образа как характерные тенденции отечественного искусства 1970-х годов.
Валерий Федорович Макаров (1947 – 2010) – Лауреат премии Комсомола Мордовии (1979). Член Союза художников СССР (1978). Живописец, монументалист. Работал в жанрах тематической картины, прортрета, натюрморта. Окончил Пензенское художественное училище им. К. А. Савицкого (1968, учился у А.С. Шурчилова, М.Е. Валукина). В 1971, 1975 годах совершенствовал мастерство на Творческой даче Союза художников РСФСР «Горячий ключ». С 1968 года участник республиканских, региональных, всероссийских, всесоюзных выставок. Персональная выставка: Комсомольский, 1978, совместно с А. А. Мухиным, В. И. Кабановым. Произведения хранятся в МРМИИ им. С. Д. Эрьзи, МРОКМ им. И. Д. Воронина, частных коллекциях России.
Вячеслав Иванович Кабанов (1948 – 2008) вошел в историю искусства Мордовии как художник тонкого лирического дарования. Живописец, график. Член Союза художников СССР (1978). Работал в жанре тематической картины, пейзажа, натюрморта. Окончил Пензенское художественное училище им. К. А. Савицкого (1972, учился у А. В. Сиверина, Г. В. Жакова, О. Т. Виноградова). Совершенствовал мастерство на Академической даче им. И. Е. Репина Союза художников РСФСР. Совершил творческие поездки в Карелию, на Соловки, строительство газопровода «Уренгой – Помары – Ужгород». С 1972 года участник республиканских, региональных, всероссийских выставок. Произведения хранятся в МРМИИ им. С. Д. Эрьзи, МРОКМ им. И. Д. Воронина, Калужском художественном музее, частных собраниях России.
В. Ф. Макаров и В. И. Кабанов – художники одного поколения, периода 1970-х – 2000-х годов. В творчестве обоих отразилось время этой сложной и противоречивой в истории страны эпохи. Их творчество развивалось в русле отечественного современного искусства, впитывая характерные его тенденции. Поэтому в произведениях мастеров 1970-х – 1980-х годов усиливается лирическое начало, выражается стремление авторов к философскому осмыслению жизни, ее фундаментальных понятий. Художников интересуют темы памяти, духовных традиций, приемственности поколений, истории, жизни современного общества, патриотическая тема. Это находит отражение в работах В. И. Кабанова («Окно», 1975; «Натюрморт с гранатом», 1976; «Зимний день», 1977; «Трасса», 1978) и В. Ф. Макарова («Продкомиссар Анна Лусс», 1976; «Девчата с Электролампового завода», 1977; «Натюрморт с самоваром», 1977; «Фотография на память», 1978).
В 1990-х – 2000-х годах в отечественном искусстве и искусстве Мордовии ярко обозначается проблема духовности. Художники размышляют о человеческих драмах, трагических парадоксах бытия, стойкости духовного начала, сосредотачивают внимание на показе внутренней одухотворенности образа, авторской рефлексии. Формируется тема духовных поисков. Оба мастера стремятся при сохранении четкого следования натуре наполнить образ метафорической значимостью. Наиболее полно это выражено в ныне принесенных в дар музею полотнах В. Ф. Макарова «Портрет Н. М. Обухова» (1995), «Автопортрет» (2000) и В. И. Кабанова «Белые цветы на черном стуле» (1975), «Валдай» (1970-е).
Валерий Федорович в портретах раскрывает образ соврменника. Причем портрет Н. М. Обухова, заслуженного художника МАССР, известного скульптора, опосредовано касается темы Великой Отечественной войны, так как мастер был ее участником, за его плечами – трагические истории военного лихолетья и его собственной судьбы. Вячеслав Иванович в пейзаже «Валдай», объединяя в одном пространстве холста монументальное и лиричное, посвящает его суровой и загадочной красоте русского Севера. В натюрморте «Белые цветы на черном стуле», звучащим трагично, как реквием, идет совмещение реального и идеального, что усиливает интонации авторской рефлексии и демонстрирует характерные черты отечественного искусства последней четверти ХХ века.
Работы, принесенные в дар МРМИИ им. С. Д. Эрьзи, имеют ценность не только как пополнение авторских коллекций В. Ф. Макарова и В. И. Кабанова, но как необходимое звено в единой картине развития истории искусства Мордовии и современного российского искусства определенного периода, раскрывающейся в произведениях музейного собрания.
Е. В. Голышенкова,
зав. научно-исследовательским отделом МРМИИ им. С. Д. Эрьзи