Видеолекция «Как нам обустроить родные руины?»
В новой видеолекции старшего научного сотрудника Виктора Махаева рассматривается проблема сохранения архитектурных памятников. Запись будет размещена на сайте и страницах музея в соцсетях 31 марта в 18:00.
10 августа 2018 года сгорела деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы в Кондопоге, объект культурного наследия Карелии федерального значения, возведенная в 1774 году. Видеокадры охваченной огнем святыни были показаны по федеральным телеканалам, они взбудоражили всю страну, вызвали широкую общественную реакцию гнева и возмущения. Между тем, мало кому известно, что ежегодно в России горят два десятка деревянных памятников истории и культуры, что в Москве, начиная с 1991 года, было снесено около 700 объектов культурного наследия. Среди находящихся в России на государственной охране 85 тыс. памятников 80% имеют неудовлетворительное состояние, 70% объектов требуют немедленных действий по спасению. Специалисты дают неутешительный прогноз: через 25 лет Россия лишится трети своего историко-культурного наследия.
Состояние культурного наследия Республики Мордовия вызывает опасения специалистов. Навсегда утрачены сельские усадьбы, городская жилая деревянная застройка, архитектура конструктивизма. Несмотря на то, что ряд объектов был восстановлен Мордовской митрополией, много православных памятников находится под угрозой разрушения. На территории республики сохраняются страшные незаживающие следы советской атеистической эпохи – руинированные церкви прошлых столетий, которые не подлежат восстановлению.
Мировой опыт говорит о том, как нужно поступить, если ценный объект спасти уже нельзя по финансовым или техническим причинам. Необходимо произвести обследование состояния здания и провести противоаварийные работы для предотвращения обрушения конструкций. Необходимо осуществить фиксационные работы с обмерами и составлением компьютерной модели здания. Перед руинированным объектом необходимо поставить информационный стенд, рассказывающий о его истории и архитектуре. Объект сохранится в виде точной виртуальной копии, а его расположение будет охраняться как памятное место.
В.Б. Махаев, ст. научный сотрудник НИО