Вся красота – в правде. Творчество братьев Шадриных | Мордовский музей имени С.Д. Эрьзи

Новости

Вся красота – в правде. Творчество братьев Шадриных

Посвящается 70-летию В.П. Шадрина

В национальной библиотеке имени А.С. Пушкина состоялась онлайн лекция Е.В. Голышенковой «Вся красота – в правде. Творчество братьев Шадриных» для районных библиотек Республики Мордовия. Она приурочена к 70-летнему юбилею В.П. Шадрина. Владимир Павлович родился 29 июня 1951 года в с. Ичалки Ичалковского района РМ. Окончил Ичалковское педагогическое училище (1970), Чувашский государственный педагогический институт им. И.Я. Яковлева (1975). Член Союза художников России (1987). Лауреат Государственной премии МАССР (1990). Заслуженный художник Республики Мордовия (2000). Народный художник Республики Мордовия (2010). С 1975 года участник республиканских, зональных, всероссийских, всесоюзных художественных выставок.

20210621_160414 20210621_160701 xCV-IZWUXfs pEjqLe2lkQQ скрин

А.П. Шадрин родился 9 августа 1948 года в с. Рождествено Ичалковского района РМ. Окончил Кировское училище искусств (1973). Член Союза художников России (1979). Лауреат Государственной премии МАССР (1990). Заслуженный художник Республики Мордовия (2000). Народный художник Республики Мордовия (2010). С 1973 года участник республиканских, зональных, всероссийских, всесоюзных художественных выставок. Обладатель «Золотой Палитры» в номинации «Портрет» выставки-конкурса «Золотая Палитра» (Саратов, 2007), награжден Почетной грамотой Президента Российской Федерации (2018).

А.П. и В.П. Шадрины – известные в Мордовии и России художники. Своим соавторством они представляют уникальное явление в мордовском изобразительном искусстве. Однако содружество, именуемое «братья Шадрины» – это два художника, каждый из которых имеет свое творческое лицо.

QVKP31cQAmc

Художники работают в области живописи и графики. Они мастера тематической картины, портрета, пейзажа. Творческий союз Шадриных получил раннее признание за создание картин «Бригада Л.П. Балахоновой» (1979) и «Весна» (1978). В «Бригаде Л.П. Балахоновой» обозначаются черты, которые характеризуют дальнейшее творчество художников: реалистическая убедительность героев, трезвый анализ окружающего с неизменной лирической интонацией, что получает дальнейшее развитие в их известных полотнах «Лето» (1982), «Молодые животноводы», (1984), «Механизаторы села Монастырское» (1985). Художники обращаются к жизни родной земли с ее национальными особенностями, и среди типичных характеров размышляют о месте человека в современном мире. Их образы приобретают степень монументально-пластического обобщения («Август», 1989, «Закат», 1989, «Мокшанка», 1990).

бригада механизаторы август мокшанка

Творческий тандем братьев Шадриных, а позже индивидуальные пути – пример своеобразного варианта документализма в искусстве. Они возводят изображаемое в ранг документа истории. В образах соединяют зоркое видение действительности и почти академическую проработку формы «Дед Антон», 1989, «Вечер в Темникове», 1989, «Кузьма Филиппович», 1986). Особо их интересуют темы памяти, Великой Отечественной войны. Художники создают своеобразные живописные монументы («Наш отец», 1985; «Ровесники Октября», 1987). В их сотворчестве и индивидуальном творчестве особо выделяется образы знаменитых людей Мордовии, портреты друзей и близких («Корни. Эрьзя», 1990; у А.П. Шадрина «С.Д. Эрьзя», 2006; «Портрет Валентина Попкова. Памяти художника», 2015; «Автопортрет», 2016; «Портрет Героя Советского Союза М.И. Девятаева», 2016; у В.П. Шадрина «Искусство не зеркало», 1997; «Разлив на реке Алатырь. Портрет А.К. Пискайкина», 2002, «Портрет А.М. Пыкова», 2003; «Портрет Владыки Варсонофия», 2004; «Я, Шарик и Петрович», 2011).

наш отец корни. эрьзя попков ап

искусство не зеркало автоп SAMSUNG CSC 017 IMG_7886_измен.размер

Оба мастера активно работают над духовно-философской темой (А.П. Шадрин «Чудотворец Преподобный Серафим Саровский. Источник», 2008, В.П. Шадрин «Святой источник», 2007).

саровский святой источник

В лучших своих картинах («Бригада Л.П. Балахоновой», «Пленэр», 1990; «Вечер», 1990; «Мокшанка», 1990; «Сенокос», 2008; у В.П. Шадрина «Птицелюб Анисим», 2002; у А.П. Шадрина «Тетка Маша», 2007) художники утверждают, что каждый миг жизни имеет свое историческое значение. Это красивая правда действительности, воспринимаемая как документ бытия.

пленер птицелюб тетка маша

Елена Голышенкова, искусствовед, зав. научно-исследовательским отделом

ОСТАВИТЬ ОТЗЫВ