«Эсеть киява» (Своей дорогой)
Персональная выставка произведений члена Союза художников России, народного мастера Александра Владимировича Рябова (04.03.1968 г.) «Эсеть киява» (Своей дорогой) посвящена 45-летию известного резчика по дереву. Экспозиция включает около 100 работ мастера, созданных в разные периоды творчества, а также работы его учеников, которые перенимают опыт традиционного ремесла своего наставника.
Первые самостоятельные шаги в искусстве резьбы по дереву А. Рябов сделал ещё во время учебы в школе – небольшие скульптурные фигуры с изображением коней, забавные фигурки людей, языческие ритуальные маски, символизирующие древних мордовских богов: «Од пора» («Молодость»), «Лишме» («Конь игривый»), «Чамакс» («Маска»). Герои его работ — живые люди, которые привлекли резчика какой-либо чертой характера.
Мастер прекрасно владеет техникой обработки дерева. В качестве основного материала для своих пластических работ А. Рябов применяет обычно липу, так как у нее самая мягкая, податливая древесина. Он не покрывает лаком свои работы, оттого они кажутся живыми и теплыми, приятными на ощупь.
Особая наблюдательность, трепетное отношение к человеку труда, знание сельской жизни позволили ему поставить на центральное место колоритные народные типажи, увиденные в реальности и узнаваемые зрителем: «Разговор по душам» («Ойместе кортнемат»), «Дрига Атя», «Лишмень азор» («Хозяин коней»), «Эрзянь ава» («Эрьзянка с хлебом») и т.д.
Можно назвать несомненной творческой удачей художника произведения, посвященные Тюште – главному герою мокшанского и эрьзянского героического эпоса, сын бога грома и войны Пурьгинепаза и земной девушки Литовы, олицетворяющему мудрости и преданность своему народу: «Тюштянь моро» («Песня тюшти»), «Торамонь гайть» («Зов Торамы»).
С Тюштей тесно связаны и другие образы из эрзянского устнопоэтического творчества и мифологии. Богатая фантазия художника по-своему преображает их, но, тем не менее, они остаются понятными и близкими для зрит еля: «Озатя» («Старейшина»), «Ознома кече» («Ковш моления»), «Эрзянь раске» («Народ эрзя»), «Анге Патяй» («Мать богов»).
Как и другие тавлинские мастера, А. Рябов следует традиции украшать свои работы текстом, чаще всего – это пословицы и поговорки из эрзянского фольклора; иногда на подставке вырезается название работы на родном языке, что более емко раскрывает сюжет: «Озатя», «Анге», «Нурямот», «Эрьмезь».
В своих работах резчик детально прорабатывает человеческую фигуру, большое внимание уделяя показу лица, т.к. лицо отражает душевное состояние человека: «Сыречи» («Старость»), «Лецтнемат» («Воспоминания»), «Инжень вастома» («Встреча гостей»). Отсюда и языческие ритуальные маски, символизирующие мордовских богов: у каждой маски свое выражение, свой характер.
С особой теплотой выполнены образы – иллюстрации к эпической поэме Я.Я. Кулдиркаева «Эрьмезь». Героями работ становятся умелец на все руки, который делится своим ремеслом с молодежью; старейшина в национальной рубахе с символом знаний – книгой в одной руке и ключами, которые открывают ворота в мир финно-угорской культуры, — в другой.
Часто для усиления выразительности образа костюмы главных героев А. Рябов декорирует мордовским орнаментом в виде неглубоких насечек, которые гармонируют с общим силуэтом скульптуры и подчеркивают национальную принадлежность.
По мнению самого автора, не всё можно выразить языком пластики. На выставке «Эсеть киява» («Своей дорогой») А. Рябов предстал перед зрителем и как живописец, представив на суд зрителя полотна, выполненные маслом: «Натюрморт. Кони», «Натюрморт с иконой», «Сирень».На них – все цветовое богатство окружающей природы – яркое, гармоничное, и царит ясное и чистое любование окружающим миром.
С 2006 года А.В. Рябов – член Союза художников России. Имя народного мастера Александра Владимировича Рябова сегодня достаточно хорошо известно не только в кругу профессионалов, но и среди широкой публики, благодаря его участию в многочисленных международных, всероссийских, региональных, республиканских выставках. Об этом свидетельствуют дипломы, грамоты, благодарственные письма.
Работы талантливого резчика хранятся в МРМИИ им. С.Д. Эрьзи, Музее удмуртской культуры (Ижевск), Музее мордовской народной культуры, в частных коллекциях в Болгарии, Эстонии, Москве, Саранске, Детском фонде им. В.И. Ленина (Москва), Государственном музыкальном театре им. И.М. Яушева.
Захарина В.Н., научный сотрудник музея Мордовской народной культуры