Памяти В. А. Попкова «И дольше века длится день…»
Ушел из жизни выдающийся русский художник Валентин Алексеевич Попков, заслуженный художник России, народный художник Мордовии, Лауреат Государственной премии Мордовии. Его искусство глубокого философского содержания своей нравственно-духовной направленностью стояло и стоит на острие проблем современности, тяжелых и резких поворотов истории Отечества. Могучий творческий темперамент, многогранность и разноплановость деятельности мастера, безграничное обаяние личности, обилие созданных произведений поражают воображение. Работы художника хранятся в крупнейших музеях России (Государственная Третьяковская галерея, Московский музей современного искусства,
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Пензенская областная картинная галерея имени К. А. Савицкого, Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи и др.), в отечественных и зарубежных частных коллекциях. Еще при жизни В. А. Попков получил достойное признание современников и стал классиком русского искусства, однако настоящее открытие его таланта и объективная оценка творчества как истинного крупного явления культуры станут достоянием XXI века.
Валентин Алексеевич Попков родился 18 ноября 1941 года в селе Новая Карьга Краснослободского района Мордовской АССР. В 1964 году окончил Казанское художественное училище. С 1970 года — член Союза художников СССР. Неоднократно был руководителем художественного потока на творческой даче «Сенеж» Союза художников СССР. С 1965 года участник республиканских, региональных, всероссийских, всесоюзных, международных и зарубежных выставок (Польша, Чехословакия, Венгрия, ГДР, Монголия, Болгария, Румыния). В этом году его работы экспонировались на выставках «Россия — XI», «Большая Волга в Москве», «Моя Мордовия» (Пенза, Самара).
Выставка «И больше века длится день…» посвящена памяти художника. В экспозицию вошли 14 произведений автора разных периодов его творчества, выполненных в жанрах тематической картины, портрета, пейзажа, натюрморта, интерьера. Это одни из лучших его работ в коллекции нашего музея.
Творчество В. А. Попкова раскрывается под знаком высокой духовности. Ее истоки связаны с православной культурой, гуманистическими традициями древнерусской иконописи и эстетики серебряного века, гражданственностью «сурового стиля» 1960-х годов. Мастер выстраивает собственную картину мира. Начиная с программного полотна «Наши деды» (1969) в его произведениях выделяется одна из главных тем творчества — исторической памяти, преемственности поколений, сохранения традиций («Весна Ивана Герасимовича», 1975, «Родина моей мамы», 1977, «Зимнее окно», 1985–1989, «Пасека Василия Павловича», 1988). В философских полотнах 1990-х годов, посвященных волнующим автора вопросам духовной жизни, раскрывается его драматическое мировосприятие («Золотой день», 1991, «Светлые ночи Тарханова», 1993, «Лето. Год юбилейный», 1993, «Отражения. Автопортрет в мастерской», 1989).
Как художник-философ В. А. Попков выстраивает магистральную проблематику творчества — человек и мироздание, акцентирует мотивы нравственные, психологические, социальные, общекультурные, экологические. Глобальная тема его искусства — душа человека во всех ее проявлениях: в характерах, памяти, состояниях и настроениях, в живой и неживой природе. Мастер создает образы-символы философского содержания («Зажженные свечи», 1982, «Бирюзовая ночь в Дьякове», 1989, «Разлив на Мокше», 1977). Художник размышляет о памяти, вере как пути к спасению, о возвращении к истокам: родной природе, роду, семье, религии.
Ассоциативные обобщения со смысловыми подтекстами придают каждой работе художника звучание новеллы, где повествуется о противоречивости бытия и гармонии вселенной. Пространство его картин насыщено богатым духовным содержанием, а время стремится к бесконечности. Актуальность работ мастера — в их глубокой содержательности, что традиционно для русского искусства.
Философское видение, обращение к космосу Души и космосу Вселенной, акцентирование духовно-нравственных аспектов бытия, утверждение православных идеалов, осмысление себя в контексте мироздания, постижение вечных истин, сложное благородство художественного языка, патриотический и гуманистический пафос творчества, способность понять и выразить душу своего народа делают В. А. Попкова классиком современного отечественного искусства.
Живопись В. А. Попкова напоминает мощную полифоническую музыку, где каждый аккорд вливается в ту или иную мелодию; мелодии составляют единое многоголосье захватывающей чувства симфонии. Аккорды — это цветовые, тональные, валерные соотношения его картин. Мелодии — это многоплановый эмоциональный строй полотен, рождающий художественную гармонию образа, утверждающую, что Мастер нашел в себе «мир с собою и с миром».
Елена Голышенкова, искусствовед