«Время Эрьзи». Всемирный день балета.
Ежегодно, начиная с 2014 года, один из дней октября становится международным праздником, посвящённым балету. В 2021-м это 19 октября.
Во Всемирный день балета (World Ballet Day) ежедневные будни балетной жизни могут увидеть все желающие: главные мероприятия пройдут в гримёрках, репетиционных залах, классах и на сценах знаменитых балетов мира, которые готовы открыться для всех поклонников этого замечательного искусства в онлайн-режиме. Трансляции продолжаются до 20 часов подряд!
Для зрителей это возможность окунуться в настоящий мир балета, увидеть и понять, что выход на сцену – яркий, красочный и удивительный итог ежедневной многочасовой работы, тяжёлого труда, неимоверных усилий и любви к своему делу. Та красота, порыв и чувственность, выраженные в танце, которые мы наблюдаем на сцене, – плод труда танцоров, балетмейстеров, хореографов. Мгновения на сцене превращают артистов балета для зрителя в небожителей.
А еще балет — как одно из самых прекрасных искусств — на протяжении нескольких столетий вдохновляет художников, волнует их творческое воображение. Мимолетные мгновения танца, увековеченные в изобразительном искусстве, сохраняют чудные балетные образы, продляют их сценическую жизнь, одновременно являя в лучших своих образцах пример высокого мастерства.
Заслуженно считается, что наиболее близка с искусством хореографии скульптура. Благодаря пластичности, объемности форм, свето-теневым сочетаниям образы балета, запечатленные ваятелем, обладают особой самоценностью.
Говорят: «Скульптура – застывший танец; балет – ожившая скульптура». Убедимся в этом, рассматривая произведение «Танец. (Балерина)» (1930, кебрачо) великого Степана Эрьзи.
Однако тема балета, танца в творчестве Мастера не исчерпывается лишь этой прекрасной работой.
В 1915 году скульптором был создан в мраморе портрет известной тогда балерины московского Большого театра Федоровой 2-й. Перед нами пример удивительного состояния спокойствия, мягкости и – одновременно — сосредоточенности, напряженности; взгляд актрисы обращен одновременно в глубину и к зрителю. Работа хранится в музее Большого театра (Москва).
В 1943 году из цельного ствола белого кебрачо, словно из древесного плена, освобождается и застывает в восторге от счастья видеть мир и явить миру себя юная балерина. Одноименная работа («Балерина») находится в коллекции ГРМ (Санкт-Петербург).
Но не только скульптора пленял балет. Источником вдохновения для хореографов и танцовщиков становились образы, созданные в пластике Эрьзей.
Так, в 1976 году на сцене Мордовского музыкального театра была показана хореографическая миниатюра «Танец». В роли постановщика выступил О.П. Егоров. Музыку написал известный мордовский композитор Г.Г. Вдовин. Балетмейстерские фантазии сценической версии эрьзинского «Танца» (1948, кебрачо) явились в свободной импровизации и создании «двойников» – поистине, зритель увидел в ожившую скульптуру.
В 1988 году на сцене нашего музыкального театра ожили герои произведений, созданных Степаном Эрьзей по мотивам красивейшего древне-греческого мифа «Леда и Лебедь». К этим образам скульптор обращался дважды: в 1922 году на Кавказе (работа создана из древесины грецкого ореха) и в 1929 году в Аргентине (скульптура из кебрачо). Миниатюру на музыку Г. Альбинони поставила хореограф Л.Н. Акинина. Она тщательно разработала пластический мотив, создав при этом выразительную танцевальную сюиту.
Хореографическая миниатюра «Леда и Лебедь». Леда — Раиса Мельникова, Лебедь — Виталий Иевлев.
М.А. Танасейчук, старш. науч. сотрудник