Синтез искусств ушедшей эпохи
24 февраля состоялась лекция Виктора Махаева, посвященная монументальному искусству, украшавшему городскую среду Саранска в 60-80-е годы XX века. Уже в начале эры индустриального типового строительства было ясно, что идеологическое воздействие новой архитектуры значительно уступает сталинской эпохе, хотя эклектику 30-40-х годов клеймили за лживость и помпезность. Аналогов монументального искусства в отечественной культуре не нашлось, и самым привлекательным примером оказались росписи Сикейроса 50-х годов. Ленинский план монументальной пропаганды был синтезирован с мексиканским модернизмом и предстал фасадным плакатом, растиражированным во всех советских городах. Примитивная архитектура зданий, прежде всего, общественных, стала рассматриваться основой синтеза искусств – громадных мозаичных, скульптурных, живописных панно с образами прекрасного коммунистического мира. Наряду с некоторыми выдающимися произведениями, повсюду появлялись и примитивные поделки.
В Саранск для этой работы приглашались московские художники-монументалисты. Так на фасадах общественных зданий появились произведения монументального искусства: мозаика «Наука» на лабораторном корпусе университета (художник Н.И. Андронов, 1971), мозаика «Мальчиш-Кибальчиш» на Доме пионеров (художники А.М. Белашов, Ю.Б. Воловиков, 1972), рядом была установлена скульптура «Орленок», мозаика на здании музыкального училища (художник И.В. Коваленская, 1976), объемные композиции из металла на фасаде Мордовского республиканского музея изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи (скульптор В.Б. Шелов-Коведяев, архитектор Д.С. Витухин, 1977), на фасаде административно-библиотечного корпуса университета (художники В.Е. Рябов и В.Г. Ливанов, скульптор В.П. Козин, 1983), на фасаде почтамта (художник Н. Арбузов, 1984), на фасаде кинотеатра «Победа» (художник В.А. Шалдыбин, 1985), на фасаде обкома КПСС (скульптор И.П. Казанский, 1986).
Сегодня в городах и селах Мордовии еще можно найти следы масштабной деятельности художников-монументалистов, но многое уже утрачено. К сожалению, ни одно из этих произведений не было внесено в реестр объектов культурного наследия.
В.Б. Махаев, старш. науч. сотрудник