Первые «Макаровские чтения»
Литературно-художественный журнал «Всемирная иллюстрация» в 1885 году писал: «Иван Кузьмич Макаров – знаменитость в специальности портретной живописи… В ту пору, когда выступил он на арену известности, из действовавших в области портрета было вообще немного щёголей кисти, так что после Брюллова, Тыранова, Басина ощущался заметный пробел. Его восполнил собой Иван Кузьмич Макаров; он ближе всех из русских художников напоминал в первое время своего появления и известности Винтергальтера, с его изящным вкусом и тактом».
История искусства бывает порой несправедлива. В середине XIX века Иван Кузьмич был одним из лучших портретистов Петербурга, среди его моделей немало знаменитостей, включая членов императорской фамилии и семьи Александра Сергеевича Пушкина. Его имя навсегда связано не только с темой светского портрета, значим его вклад в религиозную живопись. Сегодня его работы экспонируются в ведущих музеях страны. И несмотря на это, его имя не пользуется той известностью и уважением, которых достойно.
Живописное искусство XIX века невозможно изучать без анализа творческого наследия Макарова. Всероссийская научно-практическая конференция «Творчество И.К. Макарова в контексте русской культуры», прошедшая 5 апреля в стенах музея, — серьёзный шаг на пути возвращения имени И.К. Макарова в российский и мировой художественный контекст.
Конференцию открыли Министр культуры, национальной политики и архивного дела Мордовии Светлана Баулина и директор МРМИИ им. С.Д. Эрьзи Людмила Нарбекова.
В «Макаровских чтениях» приняли участие научные сотрудники Музея Эрьзи, НИИ Гуманитарных наук при Правительстве РМ, Национальной библиотеки им. А.С. Пушкина Республики Мордовия в очном формате. С онлайн-докладом выступила главный научный сотрудник Ульяновского областного художественного музея Луиза Баюра. Темы докладов вызвали большой интерес. Очевидно, что у изучения жизни и творчества нашего талантливого земляка – большие перспективы.
А.М. Лобанова, зам. директора по научной работе