Собрание художественных сочинений
В Музее мордовской народной культуры 28 февраля состоялось открытие выставки «Собрание сочинений» — живопись и графика из частных коллекций Елены Юдаковой (Саранск) и Екатерины Козенковой (Москва). Гостей вернисажа приветствовали заведующая ММНК Надежда Баулина и саранский меценат и издатель К.И. Шапкарин , а Елена Юдакова поблагодарила присутствующих за поддержку.
На выставке представлено 69 работ 24 авторов (в том числе 4 работы неизвестных художников). Большую часть экспозиции составляют произведения Никиты Пичугина.
Зритель увидит живопись и графику известных мастеров, заслуженных деятелей искусств РСФСР, членов Союза Художников СССР и России: Горюшкина-Сорокопудова И.С., Дзюбы Ф.Ф., Жидкова А.А., Крупского С. В., Музыченко Г., Надрова Ш.Б., Плотниковой О.А., Рожкова Н.П., Ростовского К.В., Шаниной-Трембачевской Л.С., Черкасова С.М., а также молодых и талантливых: Лагеда А.В., Шабадей А. и др.
В собрании живописи и графики авторов старшего поколения много сюжетных картин, по которым можно составить представление о жизни в стране в прошлом столетии: Н. Ларионов «Старый город» (1927 г.), Л.В. Альбинский «Баркас» (1956 г.), И.С. Горюшкин-Сорокопудов «Лодка», «Погост», Л.С. Шанина-Трембачевская «Ленинград. Собор» (1953 г.), Ф.Ф. Дзюба «Морозный день» (1976 г.).
Пейзажная живопись типична для художников России, многие через нее постигают родную природу и создают свой образ Родины. На выставке заметное место занимают пейзажи, написанные душевно и тонко, созданные в разные времена года: Пичугин Н.В. («Февральская лазурь», «Околица», «Яблочный Спас»); Крупский С. В. («Зима», «Оттепель»); Бернштейн Алексей («Санкт-Петербург. Пейзаж. Виды города. Канал Грибоедова», «Санкт-Петербург. Пейзаж. Виды города. Невский», «Санкт-Петербург. Пейзаж. Виды города. Шпиль», «Виды города», «Виды города»), «Зима» неизвестного автора и др. Живописцы умело пользуются цветом, создавая интересный колорит. В их работах природа предстаёт то заснеженной, то пробуждающейся, то залитой летним солнцем, то одетой в драгоценные наряды осени. Мастера применили все доступные средства — от классических красок и пастели до компьютерной графики, — чтобы порадовать зрителей яркими, исполненными благоговением перед красотой природы картинами.
И в живописи, и в графике представлен жанр натюрморта. Колорит натюрмортов Н.В.Пичугина («Букет шиповника в дельфтской вазе», «Натюрморт с гранатом», «Натюрморт с лимоном», «Черемуха на столе», «Гранаты», «Астры», «Черемуха на окне», «Февраль. Нарциссы», «Февраль за окном», «Вишня. Ардатов») отличается насыщенностью цвета и гармонией красок.
Блез Паскаль – французский ученый, физик и математик, однажды сказал: «Какая это странная живопись — натюрморт: она заставляет любоваться копией тех вещей, оригиналами которых не любуешься». И он прав: «часто ли вы замечали за собой склонность подолгу рассматривать свой кухонный стол со столовыми приборами, фруктами или букетом цветов? Обычно такую композицию окидывают беглым взглядом, в то время как от картины, написанной в жанре натюрморта мастером кисти, порой невозможно отвести глаз».
Произведения мордовских авторов в коллекции выглядят весьма достойно: А. А. Жидков — живописец, работал в области тематической картины, натюрморта, пейзажа, портрета («Книжная Полка (Эрьзя»); Пичугин В.В. – мастер лирической картины («Девочка под дождем», «Кораблик»); Пичугин Н.В. — развивает традиции русской реалистической пленэрной живописи («Курочки», «На закате дня», «Февральская лазурь», «Саранский дворик», «Непарадная Россия» и др.); Рожков Н.П. — живописец, известный пейзажист Мордовии и России («Хутор Лопатино»); Шанина – Трембачевская Л.С.- живописец, педагог, график, мастер акварели (на выставке представлены ее карандашные рисунки «Набережная», «Ленинград. Собор», «Арка», «Стена»).
Наверняка каждый найдет в этом «Собрании сочинений» то, что именно его удивит и заставит долго всматриваться в полотно.
Выставка будет работать в Музее мордовской народной культуры до 25 марта.